Меню

Источником электромагнитных волн является постоянный ток ускоренно движущиеся заряды равномерно

Физика. 9 класс

Периодические изменения во времени электрического заряда (силы тока или напряжения) называются электромагнитными колебаниями.

Колебательный контур – это электрическая цепь, состоящая из катушки и конденсатора.

Конденсатор – это устройство, позволяющее накапливать электрические заряды.

Заряды на обкладках конденсатора пропорциональны напряжению между ними:

Заряды на обкладках конденсатора пропорциональны напряжению между ними:

где С – электрическая ёмкость конденсатора.

Ёмкость конденсатора тем больше, чем больше площадь его обкладок и чем ближе друг к другу они расположены.

1 Фарад (1 Ф) – это такая ёмкость конденсатора, при которой заряд, равный 1 Кл, создаёт между обкладками конденсатора напряжение 1 В.

Процесс распространения переменного электромагнитного поля, порождённого колеблющейся заряженной частицей, представляет собой электромагнитную волну.

Свойства электромагнитный волн:

— Источником электромагнитных волн являются ускоренно движущиеся заряды.
— Электромагнитные волны могут распространяться не только в среде, но и в вакууме.

Напряжённостью электрического поля называют отношение силы, действующей на помещённую в данную точку поля заряженную частицу, к значению её заряда:

Электромагнитные волны в вакууме распространяются со скоростью с = 300 000 км/с, т. е. со скоростью света.

Связь между длиной волны, её скоростью, и частотой в электромагнитной волне:

Ключевые слова

Электромагнитные колебания, конденсатор, колебательный контур, электромагнитные волны, скорость распространения электромагнитных волн, напряжённость электрического поля.

Источник

Тест по физике 9 класс» Подготовка к ГИА»

Подготовка к ГИА Тест. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Подгото.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к ГИА Тест. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Подготовила Толобова Л.Н.

Часть А 1.Для существования электрического тока в проводнике необходимо наличие А) свободных частиц Б) свободных заряженных частиц В) электрического поля С) свободных заряженных частиц и электрического поля

Часть А 2 .Индукционный ток в проводнике возникает А) при изменении магнитного потока, пронизывающего замкнутый проводник Б) при наличии свободных заряженных частиц в проводнике В) при наличии магнитного поля С) при наличии заряженных частиц в проводнике

Часть А 3 . Источником электромагнитного поля служит А) неподвижный заряд Б) движущийся заряд В) ускоренно движущийся электрический заряд С) постоянный магнит

Часть А 4 . Переменное электрическое поле является вихревым, так как силовые линии А) у этого поля отсутствуют Б) начинаются на положительных зарядах В) начинаются на отрицательных зарядах С) замкнуты

Часть А 5 .Электромагнитное поле распространяется в пространстве в виде А) продольной электромагнитной волны Б) поперечной электромагнитной волны В) потока заряженных частиц С) механических волн

Часть А 6 .В электромагнитной волне совершают колебания А) частицы среды Б) вектор напряженности электрического тока В) векторы напряженности и магнитной индукции С) вектор магнитной индукции

Часть А 7. Длина электромагнитной волны находится по формуле А) λ = c*T Б) λ = c/ T В) λ = cν с) λ = T/ c

Часть А 8. Какие из волн не являются электромагнитными? А) радиоволны Б) звуковые волны В) световые волны С) рентгеновские лучи

Часть 2 9 Установите соответствие между научным открытием или гипотезой и фамилией ученого. Научное открытие А) электромагнитная индукция Б) электромагнитная волна Фамилия ученого 1) Попов 2) Фарадей 3) Герц 4) Максвелл

Часть 3 На какой частоте работает радиостанция, передающая информацию на волне длиной 250 м? Скорость радиоволны 300 000 км/ с.

Ответы 1-с 8-Б 2-А 9- А2, Б3 3-В 10 — 1,2 МГц 4-С 5-Б 6-В 7-А

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: 117850053149

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



Электромагнитные волны

Существование электромагнитных волн было теоретически предсказано великим английским физиком Дж. Максвеллом в 1864 году. Максвелл проанализировал все известные к тому времени законы электродинамики и сделал попытку применить их к изменяющимся во времени электрическому и магнитному полям. Он обратил внимание на ассиметрию взаимосвязи между электрическими и магнитными явлениями. Максвелл ввел в физику понятие вихревого элеетрического поля и предложил новую трактовку закона электромагнитной индукции, открытой Фарадеем в 1831 г.:

Всякое изменение магнитного поля порождает в окружающем пространстве вихревое электрическое поле, силовые линии которого замкнуты.

Максвелл высказал гипотезу о существовании и обратного процесса:

Изменяющееся во времени электрическое поле порождает в окружающем пространстве магнитное поле.

Рис. 2.6.1 и 2.6.2 иллюстрируют взаимное превращение электрического и магнитного полей.

Закон электромагнитной индукции в трактовке Максвелла

Гипотеза Максвелла. Изменяющееся электрическое поле порождает магнитное поле

Эта гипотеза была лишь теоретическим предположением, не имеющим экспериментального подтверждения, однако на ее основе Максвеллу удалось записать непротиворечивую систему уравнений, описывающих взаимные превращения электрического и магнитного полей, т. е. систему уравнений электромагнитного поля (уравнений Максвелла). Из теории Максвелла вытекает ряд важных выводов:

1. Существуют электромагнитные волны, то есть распространяющееся в пространстве и во времени электромагнитное поле. Электромагнитные волны поперечны – векторы и перпендикулярны друг другу и лежат в плоскости, перпендикулярной направлению распространения волны (рис. 2.6.3).

Читайте также:  Двигатель постоянного тока определить противо эдс

Синусоидальная (гармоническая) электромагнитная волна. Векторы , и взаимно перпендикулярны

2. Электромагнитные волны распространяются в веществе с конечной скоростью

Здесь ε и μ – диэлектрическая и магнитная проницаемости вещества, ε и μ – электрическая и магнитная постоянные:

Длина волны λ в синусоидальной волне свявзана со скоростью υ распространения волны соотношением λ = υT = υ / f, где f – частота колебаний электромагнитного поля, T = 1 / f.

Скорость электромагнитных волн в вакууме (ε = μ = 1):

Скорость c распространения электромагнитных волн в вакууме является одной из фундаментальных физических постоянных.

Вывод Максвелла о конечной скорости распространения электромагнитных волн находился в противоречии с принятой в то время теорией дальнодействия, в которой скорость распространения электрического и магнитного полей принималась бесконечно большой. Поэтому теорию Максвелла называют теорией близкодействия.

3. В электромагнитной волне происходят взаимные превращения электрического и магнитного полей. Эти процессы идут одновременно, и электрическое и магнитное поля выступают как равноправные «партнеры». Поэтому объемные плотности электрической и магнитной энергии равны друг другу: wэ = wм.

Отсюда следует, что в электромагнитной волне модули индукции магнитного поля и напряженности электрического поля в каждой точке пространства связаны соотношением

4. Электромагнитные волны переносят энергию. При распространении волн возникает поток электромагнитной энергии. Если выделить площадку S (рис. 2.6.3), ориентированную перпендикулярно направлению распространения волны, то за малое время Δt через площадку протечет энергия ΔWэм, равная

Плотностью потока или интенсивностью I называют электромагнитную энергию, переносимую волной за единицу времени через поверхность единичной площади:

Подставляя сюда выражения для wэ, wм и υ, можно получить:

Поток энергии в электромагнитной волне можно задавать с помощью вектора, направление которого совпадает с направлением распространения волны, а модуль равен EB / μμ. Этот вектор называют вектором Пойнтинга.

В синусоидальной (гармонической) волне в вакууме среднее значение Iср плотности потока электромагнитной энергии равно

где E – амплитуда колебаний напряженности электрического поля.

Плотность потока энергии в СИ измеряется в ваттах на квадратный метр (Вт/м 2 ).

5. Из теории Максвелла следует, что электромагнитные волны должны оказывать давление на поглощающее или отражающее тело. Давление электромагнитного излучения объясняется тем, что под действием электрического поля волны в веществе возникают слабые токи, то есть упорядоченное движение заряженных частиц. На эти токи действует сила Ампера со стороны магнитного поля волны, направленная в толщу вещества. Эта сила и создает результирующее давление. Обычно давление электромагнитного излучения ничтожно мало. Так, например, давление солнечного излучения, приходящего на Землю, на абсолютно поглощающую поверхность составляет примерно 5 мкПа. Первые эксперименты по определению давления излучения на отражающие и поглощающие тела, подтвердившие вывод теории Максвелла, были выполнены Петром Николаевичем Лебедевым в 1900 г. Опыты Лебедева имели огромное значение для утверждения электромагнитной теории Максвелла.

Существование давления электромагнитных волн позволяет сделать вывод о том, что электромагнитному полю присущ механический импульс. Импульс электромагнитного поля в единичном объеме выражается соотношением

где wэм – объемная плотность электромагнитной энергии, c – скорость распространения волн в вакууме. Наличие электромагнитного импульса позволяет ввести понятие электромагнитной массы.

Для поля в единичном объеме

Это соотношение между массой и энергией электромагнитного поля в единичном объеме является универсальным законом природы. Согласно специальной теории относительности (СТО), оно справедливо для любых тел независимо от их природы и внутреннего строения.

Таким образом, электромагнитное поле обладает всеми признаками материальных тел – энергией, конечной скоростью распространения, импульсом, массой. Это говорит о том, что электромагнитное поле является одной из форм существования материи.

6. Первое экспериментальное подтверждение электромагнитной теории Максвелла было дано примерно через 15 лет после создания теории в опытах Генриха Герца (1888 г.). Герц не только экспериментально доказал существование электромагнитных волн, но впервые начал изучать их свойства – поглощение и преломление в разных средах, отражение от металлических поверхностей и т. п. Ему удалось измерить на опыте длину волны и скорость распространения электромагнитных волн, которая оказалась равной скорости света.

Опыты Герца сыграли решающую роль для доказательства и признания электромагнитной теории Максвелла. Через семь лет после этих опытов электромагнитные волны нашли применение в беспроводной связи (А.С. Попов, 1895 г.).

7. Электромагнитные волны могут возбуждаться только ускоренно движущимися зарядами. Цепи постоянного тока, в которых носители заряда движутся с неизменной скоростью, не являются источником электромагнитных волн. В современной радиотехнике излучение электромагнитных волн производится с помощью антенн различных конструкций, в которых возбуждаются быстропеременные токи.

Простейшей системой, излучающей электромагнитные волны, является небольшой по размерам электрический диполь, дипольный момент p (t) которого быстро изменяется во времени.

Такой элементарный диполь называют диполем Герца. В радиотехнике диполь Герца эквивалентен небольшой антенне, размер которой много меньше длины волны λ (рис. 2.6.4).

Элементарный диполь, совершающий гармонические колебания

Рис. 2.6.5 дает представление о структуре электромагнитной волны, излучаемой таким диполем.

Излучение элементарного диполя

Следует обратить внимание на то, что максимальный поток электромагнитной энергии излучается в плоскости, перпендикулярной оси диполя. Вдоль своей оси диполь не излучает энергии. Герц использовал элементарный диполь в качестве излучающей и приемной антенн при экспериментальном доказательстве существования электромагнитных волн.

Источник

Электромагнитная волна

Я иду на урок

Цели урока: вместе с учащимися экспериментально доказать волновой характер электромагнитного излучения, уяснить причины возникновения электромагнитной волны, понять механизм излучения ускоренно движущимся зарядом, рассмотреть излучение колеблющимся зарядом, усвоить особенности излучения и распространения волны, связь между электрическим и магнитным полями.

Цели развития: совершенствовать умения построения на основе фактов теоретической модели и вывода из неё следствий; развивать умения вывода формул; совершенствовать абстрактное мышление.

Цели воспитания: формировать потребность в теоретическом осмыслении результатов эксперимента; воспитывать смелость и осмотрительность в высказываниях о сущности физических явлений.

  1. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебн. для 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Электронная версия опорного конспекта урока; видеофрагменты демонстрационных опытов.
  4. Комплект для изучения электромагнитных волн (выпускается ЗАО НПК «Компьютерлинк»).
Читайте также:  Реанимация пораженных электрическим током

3.1. Введение

Учитель. Основной задачей сегодняшнего урока является экспериментальное обоснование того факта, что электромагнитное излучение представляет собой распространяющуюся в пространстве электромагнитную волну. Исторически понятие электромагнитной волны возникло и сформировалось благодаря исследованиям трёх великих учёных. Фарадей создал полевую концепцию и предположил, что свет представляет собой электромагнитную волну. Максвелл, проанализировав экспериментальные факты, полученные Фарадеем, создал теоретическую модель электромагнитных процессов и как следствие этой модели обосновал возможность существования электромагнитной волны. Герц, изучив следствия модели Максвелла, создал условия экспериментов, которые в принципе могут обосновать эти следствия, поставил эксперименты и доказал существование электромагнитных волн.

3.2. Электромагнитная волна

Учитель. Выясним, что собой представляет электромагнитное излучение. Смотрите, я располагаю приёмный диполь вблизи излучающего так, что его лампа горит (рис. 3.1, а). Параллельно приёмному диполю помещаю металлический стержень такой же длины, и вы видите, что лампа гаснет (рис. 3.1, б). Поступательно удаляю стержень от приёмного диполя. Вы наблюдаете, что лампа вначале горит ярче (рис. 3.1, в), затем слабее, затем снова разгорается ярче. Опыт получится лучше, если вместо стержня я возьму полоску металла. Что отсюда следует?

рис.1

Учащиеся. Получается, что металлический стержень влияет на приёмный диполь. Это можно объяснить тем, что, когда металлический стержень находится в области электромагнитного излучения, в нём возбуждается такой же переменный ток, как в излучающем и приёмном диполях. Поэтому стержень сам излучает, и к приёмному диполю с лампой одновременно приходят два излучения: непосредственно от генератора и от стержня. Так как опыт показывает, что интенсивность результирующего излучения периодически зависит от расстояния между приёмным диполем и стержнем, то электромагнитное излучение периодично в пространстве.

Учитель. Итак, мы выяснили, что электромагнитное излучение периодично в пространстве. Кроме того, мы знаем, что оно порождено источником переменного тока высокой частоты. Значит, в любой точке, до которой дошло это изучение, электрическое и магнитное поля колеблются с частотой источника. Иными словами, излучение периодично и во времени. Какой процесс одновременно периодичен во времени и пространстве?

Учащиеся. Это волновой процесс. Таким образом, мы доказали, что излучение диполя, соединённого с УВЧ-генератором, является электромагнитной волной!

3.3. Излучение ускоренно движущегося заряда

Учитель. Разберёмся, почему возникает электромагнитная волна. Мы знаем, что неподвижный или равномерно движущийся заряд не излучает, т.к. постоянный электрический ток создаёт лишь постоянное магнитное поле. Проделанные нами опыты показывают, что электромагнитное излучение даёт диполь, по которому проходит переменный ток высокой частоты. Электроны в металле диполя при этом колеблются, следовательно, движутся с ускорением. Мы можем предположить, что электромагнитное излучение даёт ускоренно движущийся заряд, и оно распространяется от заряда с определённой скоростью υ.

Представим, что в точке O находится заряд q (рис. 3.2). В начальный момент времени заряд начинает двигаться с ускорением a = a (t), которое в течение небольшого времени τ будем считать постоянным (на рисунке слева показан график скорости заряда υq). Спустя время t заряд приобретает скорость υq = аτ, которая много меньше скорости электромагнитной волны υq τ заряд оказывается в точке O’. Нас интересует, как кратковременное ускорение заряда изменяет его электростатическое поле.

рис.2

Учащиеся. Вокруг неподвижного точечного заряда существовало радиальное электростатическое поле. Когда заряд, двигаясь равномерно со скоростью υq, за время t из точки O перешёл в точку O’, центр электростатического поля переместился в эту точку. Но мы предположили, что изменение электрического поля распространяется в пространстве со скоростью υ, по­этому за пределами сферы радиусом r = υt поле осталось прежним.

Учитель. Изменение электрического поля происходит за время τ, в течение которого заряд набирал скорость υq, т.е. двигался с ускорением a. Поэтому внутри сферического слоя толщиной υτ, который распространяется от первоначального положения заряда со скоростью υ, все силовые линии электрического поля изломаны, кроме тех, которые направлены по движению заряда. В этом слое вектор напряжённости электрического поля E’ направлен не из заряда, поэтому имеет смысл разложить его на радиальную (продольную) Е и поперечную Е составляющие.

Учащиеся. Модуль продольной составляющей равен напряжённости электрического поля, создаваемой точечным зарядом на расстоянии r = υt от него:

формула1

Модуль поперечной составляющей выражается через модуль продольной:

формула2

Учитель. Учитывая, что ускорение заряда a = υq/τ и время t = r/υ, из предыдущей формулы получаем, что поперечная составляющая напряжённости электрического поля в момент времени t даётся выражением

формула3

Какой вывод из полученного результата можно сделать?

Учащиеся. От заряда, кратковременно движущегося с ускорением, распространяется всплеск, т.е. импульс поперечного электрического поля, напряжённость которого пропорциональна ускорению а заряда и обратно пропорциональна расстоянию r, которое этот импульс прошёл. Примерно так же движется горб по слегка натянутому резиновому шнуру, если один его конец резко дёрнуть вверх.

3.4. Излучение гармонического осциллятора

Учитель. Представим теперь, что заряд совершает гармонические колебания:

Тогда ускорение заряда

формула4

Мне не хочется дальше писать знак «минус». Почему этого можно не делать?

Учащиеся. Знак «минус» в этой формуле означает только то, что колебания ускорения происходят в противофазе со смещением, поэтому в дальнейшем его можно опустить.

Учитель. Найденное ускорение заряда a мы можем подставить в формулу (3.2). Но нужно учесть то обстоятельство, что возмущение электрического поля распространяется со скоростью υ. Поэтому ускорение в формуле (3.2) взято не для момента времени t, когда возмущение оказалось на расстоянии r от заряда, а для момента t – r/υ, когда ускоренное движение заряда и вызвало это возмущение. Поэтому из формул (3.2) и (3.4) получаем:

Читайте также:  Физика 8 класс контрольная работа номер 3 электрический ток соединение проводников вариант 2 ответы

формула5

Как упростить эту громоздкую формулу?

Учащиеся. Обозначим амплитуду полученного выражения через

формула6

Тогда уравнение (3.5) можно записать в привычном виде уравнения волны:

формула7

Учитель. Конечно, величину Em, выражаемую формулой (3.6), можно лишь с оговорками назвать амплитудой, т.к. она не постоянна, а зависит от расстояния r, пройденного волной. Но для данной точки с фиксированной координатой x = r уравнения (3.7) и (3.6) строго описывают гармоническое колебание и его амплитуду. Докажите, что уравнение (3.7) действительно определяет гармоническую волну.

Учащиеся. Поперечное электрическое поле вдалеке от осциллятора представляет собой гармоническую функцию времени t и расстояния r. Следовательно, оно периодично во времени и в пространстве, а такие процессы являются волновыми.

Период косинуса равен 2π, поэтому временной период T функции (3.7) можно найти из условия

формула8

Пространственный период λ функции (3.7), или длину волны, найдём из аналогичного условия 2π = ωλ/υ:

формула9

3.5. Как распространяется электромагнитная волна

рис.3

Учитель. Итак, осциллирующий заряд испускает гармоническую волну электрического поля. Но переменное электрическое поле не может существовать без магнитного, значит, осциллятор излучает электромагнитную волну. Попробуйте представить, как это происходит.

Учащиеся. Допустим, что в некоторый промежуток времени генератор гонит положительные заряды по диполю в направлении, указанном стрелкой (рис. 3.3). Тогда одновременно растут ток в диполе и заряды на его концах. Растущий ток вызывает появление вихревого магнитного поля, которое распространяется от диполя со скоростью υ. Одновременно возрастающие на концах диполя заряды вызывают появление электрического поля, которое удаляется от диполя также со скоростью υ. Так получается короткий всплеск, или импульс, электромагнитного поля.

Учитель. Будем считать, что ток в диполе совершает гармонические колебания. Тогда такие же колебания будут совершать электрическое и магнитное поля на некотором удалении от диполя в точке A.

рис.4

На мгновение забудем про магнитное поле и допустим, что напряжённость электрического поля E в точке A растёт (рис. 3.4, а). Тогда вокруг него возникает вихревое магнитное поле, которое спустя определённое время достигает точки 1. Растущее магнитное поле вызывает появление вихревого электрического, которое достигает точек А и 2, причём в точке А оно направлено против исходного поля и уничтожает его, а в точке 2 растёт. Это вызывает появление вихревого магнитного поля, которое уничтожает магнитное поле в точке 1 и вызывает появление его в точке 3. Так взаимно порождая и уничтожая друг друга, от осциллятора распространяются электрическое и магнитное поля, которые и представляют собой электромагнитное излучение. Теперь вспомните про магнитное поле и рассмотрите, что происходит с ним.

Учащиеся. Растущее в точке А магнитное поле В порождает вихревое электрическое, оно в свою очередь порождает вихревое магнитное, и т.д. Поэтому от точки распространяется такое же электромагнитное излучение, как только что рассмотренное (рис. 3.4, б).

Учитель. Но в точке А электрическое Е и магнитное В поля изменяются одновременно. Значит, оба построенных нами рисунка нужно наложить друг на друга. Тогда, если не рисовать вихревые поля, а обозначить только мгновенные положения векторов Е и В, то получится изображение электромагнитной волны, показанное на рис. 3.4, в. Сделайте общее заключение.

Учащиеся. Проведённый анализ показывает, что в бегущей электромагнитной волне векторы Е и В изменяются синфазно. Это объясняется тем, что изображенные на рис. 3.4, в в точке А векторы Е и В не порождают друг друга, а вызывают появление векторов В и Е соответственно на некотором удалении от себя.

3.6. Заключение

Учитель. Что нового вы узнали на этом уроке? Чему вы научились? Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Учащиеся. Мы узнали, что только ускоренно движущийся заряд даёт электромагнитное излучение; что это излучение периодично в пространстве и во времени, поэтому является волной; что гармонически колеблющийся заряд излучает гармоническую электромагнитную волну. Научились вычислять напряжённость электрического поля, создаваемого зарядом, который движется с постоянным ускорением, и создаваемого зарядом, который совершает колебания. Удивительно, что из формул электростатики получаются выражения, описывающие электромагнитную волну. Очень интересно, как вихревые электрическое и магнитное поля, взаимно порождая и уничтожая друг друга, распространяются в пространстве в виде электромагнитной волны.

Учитель. Как обычно, домашнее задание даётся тем, кому интересно его выполнять, или тем, кто хочет повторить пройденное, узнать новое, углубить свои знания и умения. Материал для выполнения задания вы найдёте в учебниках физики и в электронной версии опорного конспекта урока.

1. Как распространяются электромагнитные взаимодействия? Что такое электромагнитная волна? Как излучается электромагнитная волна? [Г.Я.Мякишев, § 48; В.А.Касьянов, § 47.]

2. Как устроен и работает вибратор Г.Герца? В чем суть опытов Г.Герца? [Г.Я.Мякишев, § 49; В.А.Касьянов, § 47.]

3. Опишите процесс излучения ускоренно движущимся зарядом и зарядом, движущимся по гармоническому закону. [Г.Я.Мякишев, § 50; В.А.Касьянов, § 47.]

4. Проанализируйте связь между электрическим и магнитным полями в электромагнитной волне. [Г.Я.Мякишев, § 48; В.А.Касьянов, § 47.]

5. Какие эксперименты доказывают существование электромагнитной волны? [Опорный конспект.]

6. Частота электромагнитной волны составляет 430 МГц, скорость её распространения в воздухе равна 3 · 10 8 м/с. Найдите длину волны.

7. Расстояние между излучающим и приёмным диполями увеличили в 3 раза. Как изменилась напряжённость электрического поля электромагнитной волны в области приёмного диполя?

Урок 3-й из восьми на тему «Электромагнитные волны». См. № 24/08, 2/09.

Источник