Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
Действия
- Главная
- «ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИФТОВ. ПБ 10-06-92» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.02.92 N 1)
Наименование документ | «ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИФТОВ. ПБ 10-06-92» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.02.92 N 1) |
Вид документа | постановление, нормы, правила |
Принявший орган | госгортехнадзор рф |
Номер документа | ПБ 10-06-92 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 11.02.1992 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | отменен/утратил силу |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
6.4.1. Выключателями безопасности в лифтах являются:
закрытия двери кабины (п. 5.5.21);
замка двери перегородки кабины (п. 3.6);
замка аварийной двери кабины (п. 5.5.26);
закрытия двери шахты (п. 5.1.29);
автоматического или неавтоматического замков двери шахты (п. 5.1.29);
закрытия аварийной двери шахты (п. 5.1.32);
замка аварийной двери шахты (п. 5.1.32);
проема обслуживания шахты (п. 4.2.8);
закрытия двери приямка (п. 4.2.25);
замка люка кабины (п. 5.5.28);
закрытия люка тротуарного лифта (п. 5.2.6);
автоматического замка люка тротуарного лифта (п. 5.2.6);
загрузки кабины (п. 6.4.25) ;
перегрузки кабины (п. 6.4.18);
ограничителя скорости (п. п. 5.8.3, 5.8.4);
ловителей (п. 5.7.11);
слабины тяговых канатов (цепей) (п. 6.4.29);
натяжного устройства уравновешивающих канатов (п. 6.4.31);
натяжного устройства каната ограничителя скорости (п. 5.8.5);
устройства ручного привода лебедки (п. 5.4.8);
тормоза безредукторной лебедки (п. 5.4.15);
убирающегося упора в приямке (п. 4.2.22);
гидравлического буфера (п. 5.9.7);
блочного помещения (п. 6.4.37);
кнопка «Стоп» (п. 6.4.36 с учетом требований п. 6.3.4).
На лифтах, у которых кабина может двигаться только с закрытыми дверями, выключатель загрузки не является выключателем безопасности.
В лифте, в зависимости от его конструкции, могут быть применены и другие выключатели безопасности, отвечающие требованиям настоящих Правил.
6.4.2. Выключатели безопасности должны быть включены в цепь управления, за исключением концевого выключателя, действующего в цепи главного тока электродвигателя.
6.4.3. Совмещение в одном выключателе функций выключателя безопасности и рабочего выключателя не допускается.
6.4.4. В качестве выключателей безопасности должны быть применены аппараты с контактным разрывом электрической цепи (контактные аппараты), при этом не допускается применение магнитоуправляемых контактов (герконов).
6.4.5. Выключатели безопасности должны иметь конструкцию, при которой изменение коммутационного положения происходит только вследствие непосредственного механического воздействия (или снятия этого воздействия) на соответствующий элемент выключателя.
6.4.6. Выключатель ловителей должен быть установлен так, чтобы при срабатывании ловителей его контакт размыкался вследствие непосредственного механического воздействия на соответствующий элемент выключателя.
6.4.7. Концевой выключатель, выключатели ограничителя скорости, ловителей (установленный наверху кабины), слабины тяговых канатов (цепей), натяжных устройств уравновешивающих канатов и каната ограничителя скорости должны быть несамовозвратными.
Допускается выполнение перечисленных выключателей самовозвратными при соблюдении следующих требований:
элемент, воздействующий непосредственно на выключатель, должен действовать на него до тех пор, пока не устранена причина, вызвавшая воздействие на выключатель;
после прекращения воздействия на выключатель нормальное функционирование лифта должно быть возможно после принудительного воздействия в машинном помещении на специальный аппарат, восстанавливающий прерванную цепь.
6.4.8. Не допускается включение параллельно электрическим контактам выключателей безопасности каких-либо электротехнических устройств или их шунтирование другим путем, за исключением случаев, приведенных в п. п. 6.3.26, 6.3.30, 6.3.31, 6.4.14, 6.4.16, 6.4.17, 6.4.19, 6.4.25.
Не допускается выполнять шунтирование контактов выключателей безопасности установкой токопроводящих перемычек.
После переключения лифта в рабочий режим из режимов, указанных в п. п. 6.3.26, 6.3.30, 6.3.31, 6.3.33, 6.4.17, движение кабины должно быть возможно только после размыкания цепей, шунтирующих контакты выключателей безопасности и восстановления действия выключателей в системе управления.
Примечание. Параллельно контактам выключателей безопасности могут быть выключены элементы для искрогашения или улучшения коммутации.
6.4.9. Срабатывание концевого выключателя должно происходить:
а) при переходе кабиной уровня крайней нижней посадочной (погрузочной) площадки, но до соприкосновения кабины с ее буферами (упорами);
б) при переходе кабиной лифта, оборудованного в нижней части шахты буфером (упором) для взаимодействия с противовесом, уровня крайней верхней посадочной (погрузочной) площадки, но до соприкосновения противовеса с этим буфером (упором);
в) при переходе кабиной лифта, у которого буфер (упор) для взаимодействия с противовесом отсутствует, уровня крайней верхней посадочной (погрузочной) площадки не более чем на 200 мм. При размещении буфера на кабине (противовесе) концевой выключатель должен сработать до соприкосновения буфера с соответствующим упором в шахте.
6.4.10. Концевой выключатель должен размыкать цепь главного тока электродвигателя или (и) цепь управления.
Требование о размыкании цепи главного тока не распространяется на концевой выключатель, установленный в лифте, оборудованном электроприводом постоянного тока.
В этом случае концевой выключатель должен размыкать цепь управления таким образом, чтобы отключались привод тормоза и цепь возбуждения (питания) преобразователя (генератора).
6.4.11. При установке концевого выключателя в цепи управления лифта (кроме грузового малого), оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, должно быть предусмотрено двойное прерывание электрической цепи главного тока электродвигателя двумя независимыми электромагнитными аппаратами, контакты которых должны быть включены последовательно в цепь главного тока электродвигателя; при этом допускается одно прерывание цепи главного тока осуществлять бесконтактным устройством (при соблюдении требований п. 6.2.3, в, г).
Если при остановившейся кабине один из электромагнитных аппаратов или бесконтактное устройство не прервали цепь главного тока электродвигателя, дальнейшее движение кабины должно быть предотвращено при изменении направления движения.
У грузового малого лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, допускается одинарное размыкание цепи главного тока электродвигателя.
6.4.12. При установке концевых выключателей в цепи управления лифта с барабанной лебедкой или лебедкой со звездочкой должно устанавливаться не менее двух концевых выключателей, действующих в каждом из направлений движения кабины и приводимых в действие независимыми элементами.
Концевые выключатели должны действовать на отдельные электромагнитные аппараты цепи управления, обеспечивающие двойное прерывание электрической цепи главного тока электродвигателя.
Если при остановившейся кабине один из электромагнитных аппаратов не прервал цепь главного тока, дальнейшее движение кабины должно быть прекращено при изменении направления ее движения.
Аналогичная установка двух концевых выключателей в цепи управления должна быть выполнена также у лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, когда масса тяговых канатов такова, что не происходит проскальзывания канатов на канатоведущем шкиве при посадке противовеса (кабины) на буфер (упор).
6.4.13. Выключатели закрывания дверей шахты и дверей кабины должны размыкать электрическую цепь, если хотя бы одна из створок дверей шахты или кабины не закрыта, за исключением случаев, указанных в п. п. 5.1.18, 6.3.31 и 6.4.25.
6.4.14. Для обеспечения трогания кабины от уровня посадочной (погрузочной) площадки при незапертом автоматическом замке двери шахты допускается шунтирование контактов выключателей автоматического замка при нахождении кабины в пределах 150 мм от уровня посадочной (погрузочной) площадки.
6.4.15. При выполнении операций по доведению кабины до уровня посадочной (погрузочной) площадки в соответствии с п. 5.1.18 должны быть предусмотрены электрические устройства, допускающие возможность движения при открытых дверях шахты и кабины только в пределах 150 мм от уровня площадки.
6.4.16. При устройстве люка в потолочном перекрытии кабины движение с открытым люком по командам управления изнутри кабины или с посадочных (погрузочных) площадок должно быть исключено; при этом даже после закрытия люка, последовавшего за его открыванием, движение кабины может происходить только после выполнения обслуживающим персоналом определенных коммутационных операций в машинном помещении.
У лифта, предназначенного для работы в режиме «Перевозка пожарных подразделений», после его перевода в этот режим движение по командам управления изнутри кабины допускается с открытым люком кабины; при этом контакт выключателя люка должен быть зашунтирован.
6.4.17. У лифта, работающего в режиме «Пожарная опасность», допускается шунтировать контакты кнопок «Стоп».
6.4.18. У лифта самостоятельного пользования (п. 3.5) должен быть установлен выключатель перегрузки, который при наличии в кабине груза массой, превышающей на 10% и более грузоподъемность лифта, должен исключать возможность пуска лифта из кабины или с посадочной площадки и включать сигнал «Лифт перегружен».
6.4.19. У тротуарного лифта должны быть установлены выключатели (переключатели), контакты которых должны шунтировать контакты выключателей закрывания люка и его замка только тогда, когда крышка (створки) люка открывается при выходе кабины из шахты и находится после этого в открытом положении или закрывается при возвращении кабины в шахту.
6.4.20. Выключатели закрывания двери шахты, в том числе и аварийной, дверей кабины и приямка, а также проема обслуживания шахты должны размыкать электрическую цепь при открытой двери.
6.4.21. Выключатели замков любых дверей должны размыкать электрическую цепь при незапертых дверях.
6.4.22. Выключатель замка люка кабины должен размыкать электрическую цепь при незапертой крышке люка.
6.4.23. Выключатель закрывания люка тротуарного лифта должен размыкать электрическую цепь при открытой крышке (створке) люка.
6.4.24. Выключатель автоматического замка люка тротуарного лифта должен размыкать электрическую цепь при незапертой крышке (створке) люка.
6.4.25. Выключатель загрузки кабины должен размыкать электрическую цепь при наличии в кабине груза массой 15 кг и более. Для выполнения требований п. 6.3.12 контакт выключателя закрытия двери кабины может быть зашунтирован контактом выключателя загрузки кабины.
6.4.26. Выключатель ограничителя скорости у лифта с электроприводом постоянного тока должен размыкать электрическую цепь до достижения движущейся вверх или вниз кабиной скорости, при которой срабатывает ограничитель скорости. Допускается размыкать электрическую цепь этим выключателем одновременно со срабатыванием ограничителя скорости при условии оборудования системы управления устройством (аппаратом), размыкающим электрическую цепь при достижении кабиной скорости, превышающей номинальную скорость лифта, но до срабатывания ограничителя скорости. При оборудовании лифта двумя ограничителями скорости допускается:
выключатель устанавливать только на одном из ограничителей скорости;
на одном из ограничителей скорости устанавливать выключатель, размыкающий электрическую цепь при движении кабины вниз, а на втором — при движении кабины вверх.
6.4.27. Выключатель ограничителя скорости, приводящий в действие ловители противовеса, должен размыкать электрическую цепь при срабатывании ограничителя скорости. У лифта с электроприводом постоянного тока допускается размыкать электрическую цепь до срабатывания ограничителя скорости, используя для этого выключатель, предусмотренный п. 6.4.26.
6.4.28. Выключатель ловителей должен размыкать электрическую цепь при срабатывании ловителей.
6.4.29. Выключатель слабины тяговых канатов (цепей) должен размыкать электрическую цепь при слабине и (или) обрыве одного, нескольких и всех тяговых канатов (цепей).
6.4.30. Выключатель натяжного устройства каната ограничителя скорости должен размыкать электрическую цепь при переходе натяжным устройством крайних рабочих положений.
6.4.31. Выключатель натяжного устройства уравновешивающих канатов должен размыкать электрическую цепь при переходе натяжным устройством крайних рабочих положений.
6.4.32. Выключатель устройства ручного привода лебедки должен размыкать электрическую цепь при соединении (зацеплении) вращающихся частей указанного устройства с вращающимися элементами лебедки.
6.4.33. Выключатель тормоза безредукторной лебедки (п. 5.4.15) должен размыкать электрическую цепь, если тормоз не наложился; при этом движение лифта должно прекращаться.
6.4.34. Выключатель упора в приямке должен размыкать электрическую цепь при установленных в рабочее положение убирающихся упорах в приямке.
6.4.35. Выключатель гидравлического буфера должен размыкать электрическую цепь при опускании плунжера буфера на 50 мм и более.
6.4.36. Кнопка «Стоп» должна размыкать электрическую цепь при ручном воздействии на нее.
При нажатии на кнопку «Стоп» должны быть отменены все команды управления, за исключением вызовов у лифта с собирательным управлением, а также случаев, допускающих (в соответствии с п. п. 6.3.32 и 6.3.33) исключение действия кнопки «Стоп».
После остановки кабины кнопкой «Стоп» движение может быть начато только после отмены действия этой кнопки и подачи новой команды управления.
В проходной кабине, у которой расстояние между дверями более 4 м, кроме кнопки «Стоп», установленной в посту управления или рядом с ним, необходимо установить кнопку «Стоп» и вблизи второй двери кабины.
При нахождении кабины на уровне посадочной (погрузочной) площадки нажатие на кнопку «Стоп» (если она имеется — п. 6.3.4), расположенную в кабине, должно приводить к открыванию дверей кабины и шахты на этой площадке у лифтов, имеющих автоматически открываемые двери. Допускается не выполнять это требование при наличии на посту управления в кабине специальной кнопки для открывания дверей или обеспечении открывания дверей с помощью кнопки на посту, соответствующей этажу, на котором находится кабина.
6.4.37. В приямке шахты и блочном помещении должны быть установлены несамовозвратные выключатели ручного действия для размыкания цепи управления.
6.4.38. На одной из посадочных (погрузочных) площадок могут быть установлены различные выключатели и переключатели ручного действия для осуществления обслуживающим персоналом коммутационных операций по отключению (включению) цепей управления или изменению режима работы лифта (лифтов).
Эти выключатели (переключатели) должны быть недоступны для посторонних лиц.
Источник
КОНЕЧНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ И БЛОКИРОВОЧНЫЕ КОНТАКТЫ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ЛИФТА
Для электрического контроля за состоянием дверей шахты и кабины, замков шахтных дверей, ловителей, подъемных канатов, натяжного устройства ограничителя скорости применяются выключатели конечные (ВК) различных типов.
Выключатель конечный типа ВК-200Б-У2 используют как выключатель ловителей (BJ1) и слабины подъемных канатов (СПК), выключатель конечный пере-спуска и переподъема (ВК), выключатель натяжного устройства ограничителя скорости (ВНУ).
Выключатель путевой конечный типа ВПК-200У2 используют в качестве блокировочного контакта дверей шахты (ДШ) и кабины (ДК), дверных замков (ДЗ), выключателей конечных открывания (ВКО) и закрывания (ВКЗ) дверей.
Блокировочные контакты предохранительных устройств ВК, ВНУ, СПК включены последовательно в 101 шину питания цепи управления (рис. 1.22). Там же находятся кнопки M-Стоп, К-Стоп и выключатели В2 и ВП. Кнопки позволяют остановить кабину из машинного помещения или из кабины. Выключатель В2 расположен в машинном помещении, а ВП — в приямке. Ими эксплуатационный персонал при необходимости может отключить схему управления.
При разомкнутом состоянии хотя бы одного из показанных на рис. 1.22 контактов лифт включить невозможно. Если же контакт разомкнется во время движения, то кабина в тот же миг остановится.
Блокировочные контакты дверей шахты ДШ всех этажей и дверей кабины ДК включают последовательно
в цепь реле контроля дверей РКД (рис. 1.23). На каждом этаже установлено два контакта ДШ\ они контролируют обе створки. Если двери закрыты, то контакты замкнуты и РКД включено; замыкающим контактом оно подает напряжение на катушки контакторов КВ или КН. Если хоть один контакт ДШ разомкнут, то РКД выключено, и, следовательно, пуск лифта с открытой
дверью невозможен. Если разомкнется один из контактов ДШ или ДК во время движения, то РКД выключится и кабина остановится.
Для контроля за наличием в кабине пассажира или груза массой более 15 кг используют подпольные контакты. Они располагаются на нижней балке каркаса кабины и приводятся в действие подвижным полом.
Рис. 1.22. Включение контактов предохранительных устройств
Источник
Назначение выключателя слабены канатов место установки
Никита, Комплектация (рассматриваем самые распространенные варианты: есть машинное помещение, шахта, приямок, кабина и противовес. Блочного помещения нет).
» В машинном помещении.
• Станция управления:
Следит за Устройствами Безопасности (УБ), точнее за Цепью Безопасности (ЦБ) и Дверьми Шахты (ДШ) лифта. Управляет приводами (электродвигателями) лифта (чаще всего их 2).
Показать полностью.
• Вводное устройство (ВУ):
Проще говоря, это рубильник, который подает на лифт 3х фазное напряжение. Также, в нем стоят конденсаторы для сглаживания помех от лифта. Бывает, что после ВУ стоит дополнительный фильтр вводной с теми-же конденсаторами для сглаживания помех.
• Лебедка главного привода:
Состоит из самого привода (электродвигателя), тормоза, канатоведущего шкива (КВШ), штурвала. В ручьях КВШ укладываются как правило минимум 3 каната (троса) в зависимости от грузоподъемности лифта. Тормоз при подачи на него напряжения разжимает (отпускает) тормозные колодки, которые держали тормозную полумуфту (она стоит на быстроходном валу лебедки). Если напряжение снять с тормоза, то он немедленно наложит колодки на полумуфту. Штурвал нужен для ручного перемещения кабины (при этом, надо также вручную растормозить лебедку с помощью ручки тормоза или другого ручного растормаживающего устройства).
• Ограничитель скорости (ОС):
Имеет свой шкив и канат. Связан с ловителями на кабине и натяжным устройством в приямке. Назначение: Если скорость кабины превысит 15% от номинальной, ограничитель скорости заклинивает и его канат «выдергивает» ловители на кабине. Также на стойке ОС установлено устройство, которое контролирует перепроход кабины крайних рабочих положений.
» В приямке.
• Натяжное устройство (НУ) ограничителя скорости (ОС):
Служит для натяжения каната ОС с помощью своего груза.
• Буферные пружины кабины и противовеса:
Они нужны только для защиты балок кабины и/или противовеса при переходе кабины крайнего положения (выше верхней остановки или ниже нижней). Все эти «шутки», как люди находясь в кабине наблюдали как кабина прыгала на этих «пружинах» — это бред больных людей.
Буферные пружины могут быть установлены как на тумбах, так и на самих направляющих.
• Выключатель приямка:
О нем позже. Он нужен для обслуживающего персонала.
» В шахте.
• Направляющие противовеса: по ним движется противовес.
• Направляющие кабины
• Двери шахты для каждого этажа.
• Прочие датчики, иногда этажные переключатели, и шунты для работы станции управления. Как правило, на эти датчики воздействует кабина лифта.
» На противовесе.
• 2 балки (верхняя и нижняя), соединенные между собой.
• Груза противовеса. Своеобразные «чушки», которыми нагружается противовес, чтобы его вес был равен: вес пустой кабины + половина от грузоподъемности лифта. Таким образом, противовес всегда тяжелее пустой кабины.
• Подвеска противовеса. Это место крепления тяговых канатов (которые уложены в ручьи КВШ в машинном помещении). Как правило, в креплении используются пружины противовеса (не путать с буферными пружинами).
• Башмаки и вкладыши противовеса. В башмаки вставляются вкладыши, которые фиксируют противовес к направляющим противовеса. С помощью вкладышей противовес «ходит» по своим направляющим.
» Кабина:
• 2 балки (верхняя и нижняя), соединенные между собой.
• Купе кабины. В нем установлен пост приказов (кнопки этажей, отмена/стоп, вызов диспетчера и прочие кнопки), двери кабины, плафон(ы) освещения купе кабины.
• Подвеска кабины. Это место крепления тяговых канатов (которые уложены в ручьи КВШ в машинном помещении, а также соединены с подвеской противовеса). Подвеска кабины может иметь балансир.
• Балка дверей кабины (ДК). На ней установлен привод (электродвигатель) дверей кабины. Иногда частотный преобразователь. Двери кабины также крепятся к балке ДК.
• Башмаки и вкладыши (аналогично противовесным, только размеры вкладышей другие).
• Ловители. К ним крепится канат ограничителя скорости. При срабатывании ОС, ловители врезаются в направляющие кабины. Кабина больше не сможет идти вниз. Бывают двухсторонние ловители (которые работают как при движении вниз, так и вверх).
• Пост ревизии. Служит для перемещения кабины обслуживающим персоналом с крыши кабины с помощью специального режима станции управления (т.е. просто залезть на кабину и поехать невозможно без переключения станции управления в спец. режим).
О УСТРОЙСТВАХ БЕЗОПАСНОСТИ:
» Машинной помещение:
• На новых лифтах имеется выключатель ограничителя скорости. Если ОС сработает, то он наклоняется и срабатывает этот выключатель.
• Как на старых, так и на новых имеется выключатель крайнего рабочего положения (ВК = Выключатель Конечный).
• На новых лифтах, если штурвал лебедки съемный, то для него предусматривается отдельный выключатель, который разорвет электрическую цепь безопасности (ЦБ) при съеме штурвала со своего места «хранения» на стене.
• В станции управления имеется кнопка «Стоп».
» Приямок:
• Выключатель натяжного устройства (ВНУ). Сработает, если канат ОС вытянется, слетит со шкива ограничителя скорости или со шкива натяжного устройства, или если канат ОС оборвется (что практически невозможно).
• Выключатель приямка. Служит для безопасности рабочего персонала: когда электромеханик или лифтер (если лифтеры еще остались) находятся в приямке, они вручную отключают этот выключатель на время нахождения в приямке.
• На новый лифтах имеется выключатель буферных пружин. Если кабина или противовес сели на буферную пружину, то ее выключатель разорвет ЦБ (цепь безопасности) лифта.
» Кабина.
• На старых лифтах в кабине имеется кнопка стоп (на новых ее нет, там стоит «Отмена», но она уже не включена в ЦБ).
• Выключатель слабины тяговых канатов (Называется СПК). СПК сработает, если хоть один из канатов вытянется, слетит из ручья КВШ или оборвется (последнее маловероятно). Также СПК сработает, если все канаты ослабнут (например, кабина на ловителях или на буферных пружинах, а лебедка по инерции продолжает спуск кабины).
• Дополнительное устройство слабины канатов (ДУСК). Частично дублирует функцию СПК.
• Выключатель ловителей (ВЛ). Срабатывает при раскрытии (срабатывании) ловителей.
• Иногда, кнопка стоп в посте ревизии.
» Двери кабины. Контролируются минимум одним выключателем ДК.
» Двери шахты. На каждом этаже контролируются минимум двумя выключателями. На старых лифтах (0,71 320) контролируется каждый замок дверей шахты с помощью выключателей ДЗ (2 ДЗ на двери шахты для одного этажа), а также с помощью выключателя ДШ, дополнительно контролируются обе створки. Всего на каждый этаж установлено по 3 выключателя. Если хоть один из выключателей не сработает, то лифт не поедет. На новых лифтах (МЛМ) установлены выключатели для каждого замка (ДЗ), а также выключатель охраны шахты (ОШ). Принцип схож со старыми лифтами.
К слову, это описание про большинство лифтов в жилых зданиях, которые я обслуживаю. С другими лифтами некоторые детали могут отличаться (например, на старых Финских лифтах KONE выключатели переподъема и переспуска установлены в шахте и кабина при перепроходе крайнего рабочего положения с помощью своей отводки воздействует на эти выключатели).
==================
Фух, комплектацию описал. На будущее, кому будет интересно — буду кидать ссылку на этот комментарий.
Коллеги, если что упустил, пожалуйста, дополните.
Вы кстати на Пикабу есть? Как создам пост на Пикабу с более развернутым описание и картинками, то кину ссылку сюда.
Источник