Меню

Признаки неисправности генератора переменного тока

Что делать, если сломался генератор в пути

Основные неисправности генератора

К наиболее типичным неисправностям

генератора автомобиля относятся:

  • обрыв или замыкание витков статорной обмотки;
  • обрыв или замыкание витков обмотки возбуждения (она находится на роторе);
  • загрязнение или подгорание контактных колец;
  • неисправности щеточного узла (наиболее распространенная неисправность);
  • износ щеток или их зависание;
  • выход из строя выпрямительного блока;
  • износ подшипников вала ротора;
  • обрыв проводов выводных клемм.

Источники электроэнергии автомобиля

Понятно, что эксплуатировать машину с испорченным передатчиком энергии не получится, как нужно. В некоторых случаях автомобиль вообще будет невозможно сдвинуть с места.

Кроме того, выход из строя одного источника энергии в машине априори приводит к проблемам с другим источником. К примеру, если разрушена АКБ, то повышается ток зарядки генератора, что в итоге завершается поломкой диодного моста агрегата.


Несколько признаков неисправного генератора

И наоборот. Если налицо проблемы с генератором, то возрастает зарядный ток, а это сказывается на работе аккумулятора. Последний чаще перезаряжается и быстрее может ломаться.

Одним словом, заботливому владельцу рекомендуется чаще следить за состоянием источников питания автомобиля, а если обнаруживаются проблемы, то вовремя их разрешать.

Интересно, что поломка электрооборудования авто встречается настолько часто, что занимает одно из лидирующих мест в рейтинге популярных неисправностей. Условно поломка делится на проблемы с источниками и потребителями.

Способы проверки и устранения неисправностей

Замыкание витков обмоток или их обрыв

устраняют либо пайкой, либо перемоткой обмоток в специальной мастерской. Самостоятельно, и без специального оборудования такой ремонт выполнить сложно. Иногда имеет смысл не ремонтировать генератор, а купить новый, так как ремонт, связанный с перемоткой обмоток является довольно дорогостоящим.

Если оборвались провода, например, с выводных клемм, то их можно припаять.

Загрязненные контактные кольца

промывают бензином, после чего просушивают на воздухе. Если кольца окислились или подгорели, то их можно зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, продуть сжатым воздухом, затем так же промыть бензином. В некоторых случаях кольца обрабатывают на токарном станке.

Изношенные щетки

(обычно, если их высота меньше 8-10 мм), заменяют новыми. Старые, но неизношенные щетки протирают от загрязнений чистой тряпкой и промывают в бензине. Таким же способом чистят и щеткодержатели. В некоторых случаях приходится заменять весь щеточный узел.

Неисправный выпрямительный блок

, как правило, не ремонтируют, а просто заменяют новым.

Неисправные или изношенные подшипники вала ротора

заменяют новыми. Для устранения иных, более сложных неисправностей генератор сдают в ремонт в специализированную мастерскую.

Основные неисправности генераторов переменного тока

Обрыв обмотки возбуждения

При этой неисправности в обмотке статора индуктируется э. д. с. до 3—4 В, обусловленная остаточным магнетизмом стали ротора.

Нарушение контакта в щеточном узле вследствие окисления или замасливания контактных колец генератора, сильного износа или зависания щеток в щеткодержателях, уменьшения упругости пружин щеткодержателей и т. п.

Неисправность сопровождается увеличением сопротивления цепи возбуждения генератора, поэтому снижается сила тока возбуждения, а вместе ё этим падает мощность генератора.

Напряжение генератора до номинальной величины достигает только при повышенной частоте вращения ротора.

Витковое замыкание

в катушке обмотки возбуждения вызывается теми же причинами и приводит к аналогичным последствиям, что и в генераторах постоянного тока.

Определяется витковое замыкание измерением сопротивления обмотки омметром.

Замыкание обмотки возбуждения на корпус

чаще всего происходит в местах вывод концов катушек к контактным кольцам. Короткозамкнутая катушка обесточивается, магнитный поток возбуждения резко снижается, поэтому напряжение генератора станет меньшим и ток от него во внешнюю цепь не поступает.

Эту неисправность определяют при помощи вольтметра или контрольной лампы напряжением 220—500 В, подключением одного проводника на железо ротора, а другого — на контактное кольцо.

Если в течение 1 мин тока в цепи не будет, то изоляция обмотки хорошая.

Обрыв в цепи фазовой обмотки статора.

При наличии обрыва соединительного провода одной фазы генератора к зажиму выпрямителя фаза выключается, а поэтому значительно увеличивается сопротивление обмотки статора, что снижает мощность генератора.

При обрыве двух фаз прерывается вся цепь обмотки статора, и генератор не будет работать.

При разобранном генераторе для определения обрыва в фазовой обмотке статора необходимо поочередно подключать к аккумуляторной батарее через лампочку или вольтметр по две фазы обмотки.

Наличие обрыва выключает цепь, и тока в ней не будет.

Замыкание обмотки статора на корпус

происходит вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки и выводных зажимов. Неисправность значительно снижает полезную мощность генератора в результате короткого замыкания неисправных фазовых обмоток через выпрямитель и корпус.

Эти неисправности определяются контрольной лампой напряжением 220—500 В подключением одного проводника на сердечник статора, а другого — на один из зажимов обмотки статора. Дефектную изоляцию заменяют новой.

Кроме названных неисправностей, в генераторах постоянного и переменного тока возникают также неисправности механического характера, например износ и разрушение подшипников, износ шеек вала якоря (ротора), разработка шпоночной канавки вала и шкива, повреждение резьбы на валу и в гайках и др.

Выявление и устранение подобных неисправностей не представляет больших трудностей.

Основные неисправности выпрямителей генератора

Замыкание на корпус зажима «+».

Эта неисправность вызывает закорачивание выпрямителя, и в цепи — обмотка статора генератора — выпрямитель —устанавливается большая сила тока, в результате чего происходит их перегрев и возможно разрушение изоляция обмотки и пробой запирающего слоя диодов выпрямителя.

Пробой диодов

чаще всего происходит вследствие увеличения напряжения генератора, что может быть при обрыве основной обмотки регулятора напряжения, обрыве провода, соединяющего реле-регулятор с корпусом, неправильной регулировке регулятора напряжения, отсоединении провода от зажима «+» генератора.

Кроме того, пробой диодов происходит при перегреве выпрямителя током большой силы, который проходит через них, а также при механическом повреждении диодов, при неправильном соединении зажимов выпрямителя (когда минусовой зажим соединяют не с корпусом, а с зажимом реле-регулятора).

В месте пробоя происходит расплавление покровного слоя металла, в результате чего образуется короткозамкнутый участок между электродами диода.

В случае пробоя диодов будет большая сила разрядного тока при неработающем генераторе.

Старение диодов.

С течением времени диоды расформировываются, стареют, что повышает сопротивление в цепи выпрямленного тока. Эта Неисправность вызывает увеличение падения напряжения на зажимах диодов при прохождении тока в прямом направлении и увеличение силы обратного тока. В результате аккумуляторная батарея будет недозаряжаться.

Неисправности реле-регулятора напряжения

Иногда причиной неполадок в работе генератора является неисправности в реле-регуляторе. Обычно это связано с перегоранием транзисторов, резисторов или выходом из стоя других его деталей. Часто реле-регуляторы не ремонтируются, а просто заменяются новыми, но, бывает, что после несложного ремонта их удается восстановить.

Читайте также:  Трансформатор тока разъемный кэаз

Конечно, заниматься таким ремонтом должен человек, разбирающийся в электротехнике.

Что делать если реле-регулятор сломался в дороге

Если в дороге сломался реле-регулятор, то можно продолжать движение, но нужно периодически, через каждый час поездки отсоединять разъем от регулятора и соединять подходящим проводом клеммы «+» и «Ш» на самом регуляторе.

Нужно поддерживать такой режим движения, чтобы зарядный ток не превышал 20-25А, и при этом включить максимальное количество потребителей электроэнергии. Через полчаса поездки провод с клемм следует отсоединить, чтобы не перезарядить аккумулятор.

Неисправности автогенератора

Большей частью дефекты агрегата выявляются легко. Но существуют такие разновидности повреждений, которые определить удается только на спецоборудовании. Их принято называть «плавающими» неисправностями, имея в виду непостоянность их признаков.


Схема генератора

Одной из самых распространенных неисправностей генератора является проблема с освещением. Фары на машине светят тускло, а в обычный звук мотора вмешиваются какие-то инородные шумы.

Вообще, определение неисправностей генератора по шуму выведено в отдельную группу признаков, называемых шумовыми.

Как правило, повышенный шум, исходящий от генератора, свидетельствует о неисправностях с подшипниками и близлежащими узлами. Недостаточное количество смазки в подшипниковых узлах тому причина. Достаточно будет добавить смазочного материала, чтобы шум исчез.

Подшипники могут шуметь также по вине механического свойства. Разрушается сепаратор или изнашиваются дорожки качения, может провернуться кольцо в крышке. В подобных случаях только обновление элемента поможет решить проблему. И тянуть с заменой не стоит, ведь функционирование агрегата с неисправным подшипником грозит выходу из строя более дорогих и важных компонентов – статора и ротора.

Шум, напоминающий вой. Это, скорее всего, межвитковое замыкание статорных обмоток (МЖЗ). Такой шум схож со звуками, которые издает автомобиль со слабыми аккумуляторными клеммами. Тот же звук может свидетельствовать о плохом соединении внутри обмотки втягивающего или повреждении контактора.

Ремонт и устранение неисправностей

Все механические неполадки устраняются путем замены неисправных узлов и деталей (щеток, ремня, подшипников и т.п.) на новые или исправные. На старых моделях генераторов зачастую требуется проточка контактных колец. Приводные ремни меняются вследствие износа, максимального растяжения или истечение срока эксплуатации. Поврежденные обмотки ротора или статора, их, в настоящее время, меняют на новые в сборе. Перемотка хоть и встречается среди услуг автомастеров, но все реже — это дорого и нецелесообразно.

А вот все электрические проблемы с генератором нужно решать вследствие проверки, как других элементов цепи (в частности АКБ), так и непосредственно его деталей и выходного напряжения. Одной из частых проблем, с которой приходится сталкиваться автовладельцам — это перезаряд, или же наоборот, низкое напряжение генератора. Устранить первую неисправность поможет проверка и замена регулятора напряжения либо диодного моста, а с выдачей низкого напряжения разобраться будет чуть сложнее. Причин, почему генератор выдает низкое напряжение, может быть несколько:

  1. увеличение нагрузки на бортовую сеть потребителями;
  2. пробой одного из диодов на диодном мосте;
  3. выход из строя регулятора напряжения;
  4. проскальзывание поликлинового ремня (вследствие слабого натяжения)
  5. плохой контакт массового провода на генераторе;
  6. короткое замыкание;
  7. просаженный аккумулятор.

Генератор является основным источником электроэнергии любого автомобиля. Поэтому неисправность этого элемента, через несколько километров, приведёт к полной остановки автомобиля. Но перед тем, как выйдет из строя генератор, машина подаёт признаки, по которым можно узнать о ближайших проблемах. Чтобы определить по признакам причину неисправности, нужно подробно изучить устройство основного источника питания.

Признаки нестабильной работы или поломки генератора

Основные признаки неисправности главного источника питания автомобиля:

  1. Мотор плохо запускается. Если генератор прекращает работать нормально, аккумуляторная батарея не получает электроэнергию для восстановления нормального напряжения. Оно должно быть в пределах 13,5 вольт. Без подзарядки, оно будит постоянно снижаться. Аккумулятор, со слабым напряжением, не сможет быстро прокручивать стартер. Следовательно, возникнут проблемы с пуском двигателя.

Важно! Аккумулятор, который постоянно разряжается, верный признак неисправности генератора.

  1. Слабый или моргающий постоянно свет фар. Второй верный признак, мы можем получить при включенном свете фар. Это, так же, заметно по подсветке приборной панели и освещении салона. Свет будит значительно слабее, чем обычно, верный признак недостатка электроэнергии в бортовой системе автомобиля. Как известно, основной поставщики энергии в систему — генератор.
  2. Горит или мерцает контрольная лампа, в виде аккумулятора на панели приборов. Работа этой контрольной лампы, возможна в случае питания энергосистемы автомобиля только от аккумулятора. Нужно принимать срочные меры.

  • Свист или запах горелой резины в моторном отсеке. Такой признак даёт знать о том, что ремень привода основного источника питания проскальзывают, следовательно, вал ротора вращается медленно, либо не вращается вообще. В этом случае потребители электроэнергии автомобиля испытывают дефицит электрической энергии.
  • Под капотом слышен скрежет и шуршание. По этому, шуму можно судить о выходе из строя подшипников вала ротора. В них увеличился зазор, появился люфт, при котором ротор касается статора. Отсюда следует, что электрическая энергия не вырабатывается в нужном количестве.
  • Существует верный способ подтвердить все причины неисправности. Достаточно на работающем двигателе отключить массу или снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Если двигатель заглохнет или станет работать с перебоями, значит нужно срочно ремонтировать основной источник питания автомобиля.

    Ни для кого не секрет, что генераторное устройство является одним из ключевых узлов транспортного средства. Поэтому зачастую неисправности генераторов требуют немедленного вмешательства автолюбителя, поскольку при несвоевременной диагностике ремонт может быть дорогостоящим. Подробнее о наиболее распространенных неисправностях и способах решения проблем читайте в этой статье.

    Источник

    Генератор переменного тока – признаки повреждения диодов, щеток, подшипников и трещин корпуса

    генератор переменного тока

    Генератор переменного тока чаще всего отказывается исправно работать из-за повреждения диода, щеток, подшипников или трещин корпуса. Каковы симптомы этих дефектов? Благодаря генератору во время вождения автомобильный или мотоциклетный аккумулятор постоянно заряжается. Относительно простая конструкция делает генератор очень долговечным и не требует обслуживания – он может работать без проблем в течение нескольких лет. Внутри генератора находятся движущиеся части и подшипники, которые подвержены естественному износу. Также присутствуют электронные дефекты, и в некоторых моделях (таких как Fiat и Alfa Romeo) растрескивание корпуса является распространенным явлением.

    Генератор переменного тока: способы диагностикиГенератор переменного тока – признаки повреждения диодов, щеток, подшипников и трещин корпуса

    Увеличивающийся с оборотами шум обычно указывает на износ подшипников вала ротора

    Самым простым способом диагностики является разбор корпуса, который можно увидеть повреждения невооруженным глазом. Иногда это единственный симптом, но также возможна потеря зарядного тока, который ведет к сигнальной лампе. В автомобилях группы Fiat, где корпус генератора часто встречается, основным источником проблем считается вода из дорог и луж, которая при входе в моторный отсек быстро охлаждает корпус генератора, вызывая его поломку. В качестве эффективного средства защиты рекомендуется установить нижнюю крышку двигателя. Если генератор не работает, вы можете подумать о возвращении для ремонта или регенерации или покупки поддержанного. Если генератор издает шум, и шум увеличивается с оборотами, это обычно означает износ подшипников вала ротора.
    Генератор переменного тока – признаки повреждения диодов, щеток, подшипников и трещин корпуса
    Чтобы проверить правильность работы генератора, используйте мультиметр или вольтметр, замерьте уровень напряжения, оно должно быть в районе 12,8-14,8 В

    Для диагностики необходимо снять ремень – если даже тогда будет слышен неприятный звук, а шкив оказывает неравномерное сопротивление, он подтвердит диагноз. Симптомы повреждения подшипников генератора не следует недооценивать. Если подшипник развалился, генератор может быть заблокирован. После этого автомобиль потеряет заряд, и потребуется немедленное посещение СТО. Это также приведет к поломке клинового ремня, что приведет к обездвижению приводимого в движение оборудования (например, насоса гидроусилителя руля или компрессора кондиционера). Наихудшим, но, к счастью, самым редким возможным вариантом в некоторых моделях является привинчивание сломанного клинового ремня к ремню ГРМ и его поломка.

    Читайте также:  Что дает резистор в цепи переменного тока

    Падение или потеря зарядного тока могут возникнуть в результате износа щеток или повреждения регулятора напряжения, при котором диоды обычно выходят из строя. Чтобы проверить правильность работы генератора, используйте мультиметр или вольтметр, чтобы проверить зарядный ток на клеммах аккумулятора. Оно должно быть 12,8-14,8 В. Однако это относится к более старым автомобилям, которые не имеют системы старт-стоп и интеллектуальных генераторов переменного тока, которые начинают интенсивно заряжать аккумулятор при низком уровне мощности.

    Ремонт или регенерация?

    Если вышла из строя только одна часть генератора, например, регулятор напряжения, вы можете подумать о ремонте. В случае большого количества проблем или генератора переменного тока от автомобиля с большим пробегом будет более разумно регенерировать – после выполнения его с генератором переменного тока вы сможете «забыть», по крайней мере, на несколько лет. Генератор можно отправить на регенерацию или купить регенерированный, взамен ссылаясь на демонтаж с автомобиля. Если ремонт заключается в замене одного элемента, значит, во время регенерации генератор демонтируется на первую часть и восстанавливается до состояния, в котором он покинул завод. Корпус скошен или подвергнут пескоструйной обработке, установлены новые подшипники и щетки. Восстановленный генератор восстанавливает свою первоначальную эффективность. Не случайно, что части профессионально проведенной регенерации доступны даже в ASO.

    Покупка подержанного генератора – имеет ли смысл?

    Альтернативой регенерации генератора является покупка подержанного. Имеет ли это смысл? Здесь нет однозначного ответа. Использованный генератор для популярной машины можно купить за несколько тысяч рублей. Если машинное отделение не плотно построено, обмен не составит труда, и мы сможем сделать это сами, вы можете рискнуть. В противном случае это пустая трата времени и денег. Какой генератор выбрать? Планируя купить генератор через Интернет, многие задаются вопросом, что выбрать. Разброс цен огромен. Самые дешевые предложения применяются к использованным деталям или после ремонта (иногда при превышении, называемом регенерацией).Генератор переменного тока – признаки повреждения диодов, щеток, подшипников и трещин корпусаРегенерация может стоить 5-14 тыс. руб, а новый генератор стоит 8-16 тыс. рублей

    Средняя ценовая полка – это заменители (часто неизвестного качества из Китая) или генераторы после восстановления бюджета (например, с использованием дешевых подшипников). Большинству приходится платить за фирменные замены и оригинальные генераторы. Ценовой разброс большой. Регенерация может стоить 5-14 тыс. руб, а новый генератор стоит 8-16 тыс. рублей. В случае редких моделей стоимость даже используемого генератора возрастает почти до невообразимого уровня. Хорошим примером является Maybach. Используемый для этого генератор стоит около 150 тыс. рублей.

    Видео генератор переменного тока:

    Источник

    

    Неисправности генераторов переменного тока

    В генераторах могут возникать следующие основные неисправности:

    • плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора
    • обрыв обмотки возбуждения
    • замыкание обмотки возбуждения на корпус рото­ра
    • межвитковое замыкание в катушке обмотки воз­буждения
    • обрыв в цепи фазовой обмотки статора
    • межвитковое замыкание в катушках обмотки статора
    • замыкание обмотки статора на корпус
    • замыкание зажима «плюс» на корпус
    • пробой диодов выпрямитель­ного блока
    • механические неисправности

    Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора

    Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора возникает при загрязнении и замас­ливании контактных колец, большом износе щеток, уменьшении давления пружин на щетки и зависании щеток в щеткодержателях. При таких дефектах повышается сопротивление в цепи возбуждения (или даже прерывается цепь возбуждения), что вызывает снижение силы тока возбуждения, уменьшается мощность генератора.

    Для устранения неисправности снимают щеткодержатель и проверяют его состояние. При необ­ходимости протирают щеткодержатель и щетки тряп­кой, смоченной бензином. Щетки должны свободно пе­ремещаться в щеткодержателях. При износе щеток до высоты 8 мм их заменяют с последующей проверкой давления пружины на каждую шетку в отдельности.

    Загрязненные контактные кольца ротора протирают тряпкой, смоченной бензином. Окисленную рабочую поверхность колец зачищают стеклянной шкуркой.

    Обрыв обмотки возбуждения

    Обрыв обмотки возбуждения чаще всего происхо­дит в местах пайки концов обмотки к контактным кольцам.

    При обрыве обмотки возбуждения в обмотке статора индуктируется ЭДС не более 5 В, обусловленная оста­точным магнетизмом стали ротора. При такой неисп­равности аккумуляторная батарея не будет заряжаться. Для определения обрыва необходимо отъединить конец обмотки возбуждения от щетки, а затем к этому концу и к зажиму Ш генератора присоединить через лампу или вольтметр провода от аккумуляторной батареи.

    В случае обрыва обмотки лампа загораться не бу­дет, а стрелка вольтметра не отклонится. Для нахож­дения катушки с обрывом обмотки провода от зажимов батареи подключают к концам каждой катушки. Пос­ле этого тщательно проверяют место пайки соединений и выводные концы катушек обмотки возбуждения. Об­наруженное место обрыва устраняют ьескислотной пайкой, пользуясь мягкими припоями. Когда обрыв произошел внутри катушки, ее заменяют или перематывают.

    Межвитковое замыкание в катушках обмотки возбуждения

    Межвитковое замыкание в катушках обмотки воз­буждения возникает вследствие разрушения изоляции провода обмотки при перегреве или механическом пов­реждении, что вызывает увеличение тока возбуждения и повышение температуры обмотки.

    Для определения виткового замыкания в катушках измеряют омметром их сопротивление и сопоставляют его с сопротивлением исправной катушки.

    Замыкание обмотки возбуждения на корпус рото­ра

    При замыкании на корпус часть или вся обмотка возбуждения закорачивается, вследствие чего генератор не возбуждается. Чаще всего обмотка замыкается на корпус в местах вывода ее концов к контактным кольцам ротора. Замыкание обмотки на корпус вызы­вает увеличение силы тока в цепи регулятора напря­жения.

    Читайте также:  Ток в лампе габаритных огней

    Этот вид повреждения определяют контрольной лампой напряжением 220 В. Один провод соединяют с любым контактным кольцом, а другой — с сердечни­ком или валом ротора. Лампа будет гореть, когда об­мотка замкнута на корпус. Если невозможно изолиро­вать обмотку от корпуса, то ее заменяют.

    Замыкание обмотки статора на корпус

    Замыкание обмотки статора на корпус возникает вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки. При этой неисправности значительно снижается мощность генератора. Генератор перегревается. Аккумуляторная батарея заряжается только на повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

    Этот вид повреждения определяют контрольной лампой напряжением 220 В путем подключения одного щупа на сердечник, а другого — на любой вывод обмот­ки. Лампа горит только при замыкании обмотки на корпус. Дефектные катушки заменяют.

    Замыкание зажима «плюс» генератора на корпус

    Замыкание зажима «плюс» генератора на корпус происходит вследствие разрушения изоляции зажима или изоляции провода, подключенного к этому зажиму. При такой неисправности генератора резко увеличива­ется сила тока в обмотке статора и в диодах выпрямительного блока, что приводит к тепловому разрушению изоляции обмотки и пробою диодов выпрямительного блока. После пробоя диодов возникает короткое замыкание аккумуляторной батареи, вследствие чего проис­ходит глубокий разряд батареи и изоляция соедини­тельных проводов разрушается, а также выходит из строя амперметр.

    Дефектную изоляцию зажима восстанавливают. По­врежденные обмотки статора и выпрямительный блок диодов заменяют исправными в условиях ремонтной мастерской.

    Межвитковое замыкание в катушках обмотки ста­тора

    Межвитковое замыкание в катушках обмотки ста­тора возникает при перегреве вследствие разрушения изоляции обмотки. В короткозамкнутых катушках проходит большой ток, это приводит к перегреву катушки и вызывает дальнейшее разрушение изоляции обмотки.

    При такой неисправности значительно снижается мощность генератора, а аккумуляторная батарея заря­жается только на большой частоте вращения коленча­того вала двигателя.

    Пробой диодов выпрямителя

    Пробой диодов выпрямителя происходит при пе­регреве током большой силы, повышении напряжения генератора выше нормы и при механическом повреж­дении.

    В пробитых диодах сопротивление практически рав­но нулю в обоих направлениях, что вызывает короткое замыкание фаз обмотки статора и отказ генератора.

    При пробое диодов аккумуляторная батарея начина­ет разряжаться через обмотку статора, что вызывает разрушение изоляции обмотки и быстрый разряд бата­реи.

    Источник

    Генератор — основные неисправности

    Генератор — самый активно нагруженный компонент электрики

    Во время движения автомобиля частота оборотов вала генератора достигает 10-14 тысяч оборотов в минуту. Это самая большая скорость вращения среди всех узлов автомобиля, в 2-3 раза превышающая частоту оборотов двигателя.

    Срок службы у генератора примерно в два раза меньше, чем у двигателя: примерно 160 тыс.километров пробега.

    Генераторы бывают двух видов:

    • генератор переменного тока (используется на большинстве легковых автомобилей)
    • генератор постоянного тока (используется на большинстве автомобилей, работающих в автохозяйствах)

    Генератор переменного тока

    Генератор переменного тока состоит из двух основных частей: статора с неподвижной обмоткой, в которой индуцируется переменный ток, и ротора, создающего подвижное магнитное поле, а также крышек, приводного шкива с вентилятором и встроенного выпрямительного блока.

    Переменный ток генератора выпрямляется двухполупериодным трехфазным выпрямителем с полупроводниковыми диодами.

    Генераторы переменного тока имеют ряд преимуществ по сравнению с генераторами постоянного тока. Ротор генератора переменного тока может вращаться с большей частотой, чем якорь генератора постоянного тока.

    При большой частоте вращения якоря генератора постоянного тока ухудшается контакт между щетками и ламелями коллектора вследствие колебаний щеток при скольжении их по коллектору. Кроме того, под действием центробежных сил возможен выход обмоток из пазов якоря.

    Для того чтобы напряжение при увеличении частоты вращения якоря не изменялось, необходимо пропорционально уменьшать магнитный поток возбуждения. При применении в генераторе электромагнитов это можно обеспечить, уменьшая силу тока в обмотках возбуждения. На этом принципе основано регулирование напряжения автомобильных генераторов. Оно осуществляется с помощью электромагнитных вибрационных реле, называемых реле-регулятором.

    Диагностика реле-регулятора генератора осуществляется с помощью диагностических стендов, где определяют напряжение включения генератора и зарядный ток. Напряжение, регулируемое реле-регулятором должно быть в пределах 13,9 — 14,5 В.

    Следует проверять натяжение ремня привода генератора. При проскальзывании ремня генератор не развивает полной мощности, что приводит к разряду аккумуляторной батареи.

    В генераторах также проверяют износ щеток, усилие пружин щеткодержателей и состояние контактных колец и подшипников ротора.

    Высоту щеток измеряют при снятом щеткодержателе. Если щетки износились до высоты 8 — 10мм, их заменяют.

    Усилие пружин щеткодержателей должно соответствовать нормам марки Вашего автомобиля, например, для ВАЗ — 4,2± 0,2 Н (420±20гс).

    Контактные кольца должны быть чистыми, без следов масла.

    Состояние подшипников можно проверить, вращая вал ротора от руки при снятых щетках. Вал должен вращаться легко, без заеданий, шумов и стуков.

    Основные неисправности генератора и способы их устранения

    Генератор не дает зарядного тока (амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя)
    Пробуксовка приводного ремня Натянуть ремень, убедившись в исправности подшипников
    Зависание щеток Очистить щеткодержатель, щетки от грязи, проверить усилие щеточных пружин
    Подгорание контактных колец Зачистить и при необходимости проточить контактные кольца
    Обрыв цепи возбуждения Устранить обрыв цепи
    Задевание ротора за полюса статора Проверить подшипники, места посадки. Поврежденные детали заменить
    Неисправность регулятора напряжения Заменить регулятор напряжения
    Обрыв в цепи \»генератор-аккумулятор\» Устранить обрыв
    Генератор дает зарядный ток, но не обеспечивает хорошего заряда аккумуляторной батареи
    Плохой контакт \»массы\» генератора с \»массой\» регулятора напряжения Проверить целостность провода, идущего на \»массу\», и надежность контакта
    Срабатывание реле защиты регулятора напряжения из-за замыкания в цепи возбуждения генератора на \»массу\» Найти место замыкания и устранить неисправность
    Износ щеток Заменить щетки новыми
    Зависание щеток Очистить щеткодержатель, щетки от грязи
    Загрязнение и замасливание контактных колец Протереть кольца тканью, смоченной бензином
    Неисправность регулятора напряжения Проверить и при необходимости заменить регулятор напряжения
    Витковое замыкание или обрыв цепи одной из фаз статорной обмоткиНеисправность (пробой) диодов выпрямительного блока Разобрать генератор, проверить состояние статорной обмотки (отсутствие обрыва и замыкания). Статор с неисправной обмоткой заменить
    Слабое натяжение ремня Отрегулировать натяжение ремня
    Повышенная шумность генератора
    Износ или разрушение подшипников Заменить подшипники
    Ослабление гайки шкива генератора Подтянуть гайку
    Износ посадочного места подшипника Заменить крышку генератора
    Межвитковое замыкание обмотки статора (\»вой\» генератора) Заменить статор

    Принимаем:

    Источник