Типы кабелей для сабвуфера и их технические параметры
В современном мире в каждом автомобиле установлена магнитола и несколько колонок для прослушивания радио или музыки, но качество воспроизведения не всегда устаивает автовладельцев, и они проводят тюнинг аудиосистемы. Чтобы повысить качество выдаваемого звука многие устанавливают сабвуферы и дополнительные колонки, но некоторые забывают, что это дополнительное оборудование, которое необходимо правильно подключить.
Автомагнитола
Безопасность и лучшее звучание зависит не только от компонентов аудиосистемы, но и от проводов, по которым передаётся сигнал. Какой выбрать кабель для подключения сабвуфера, и какие провода требуются для подключения активного или пассивного сабвуфера?
Подключение активного сабвуфера
Подбор и виды
Для подключения усилителя к аудиосистеме автомобиля необходимо использовать только качественные компоненты системы и провода. Использование дешёвых кабелей может привести к самым разнообразным последствиям – от низкого качества звука до короткого замыкания и пожара. По этой причине, у многих автовладельцев возникает вопрос – какой кабель для сабвуфера выбрать и какие они бывают?
Кабель усилителя
При подключении используются кабели нескольких типов:
- Силовой – обеспечивает систему электричеством с аккумулятора или генератора.
- RCA кабель для сабвуфера (межблочный) – передают сигнал с магнитолы до ресивера и усилителя.
- Акустический – подаёт усиленный сигнал к колонкам автомобиля.
- Управляющий – отвечает за выключение сабвуфера.
Акустический кабель для сабвуфера и силовой имеет почти одинаковое строение. Различаются они только количеством жил и изоляцией (толщиной).
Виды кабелей
Материалы
От материала, из которого изготовлен кабель, зависит и цена, и качество всего провода. Это значит, что чем лучше провод, тем он будет дороже, но при этом обеспечит лучшее звучание всей системы.
Изготавливаются акустические, силовые и межблочные (RCA) провода из следующих материалов:
- Алюминий – не очень качественный аналог медного провода. Плюсами считается небольшая стоимость, маленький вес и огромный выбор предложений на рынке. Минусы куда серьёзнее: хрупкость, плохая проводимость, высокое удельное сопротивление и ещё ряд недостатков делают материал дешёвым, но не рекомендуемым к установке, несмотря на большую распространённость.
- Медь, лужёная медь – самый распространённый материал, отвечающий всем необходимым требованиям. Дешевле серебряного и пользуется огромным спросом среди автовладельцев, решивших улучшить акустическую систему. Лужёная медь отличается большей долговечностью и лучше поддаётся пайке (из-за слоя олова).
- Серебряный, медный посеребрённый – лучший проводник и материал, используемый при изготовлении проводов. Есть теория, что провода из этого материала приукрашивают верхний диапазон и искажают звук, но подтверждения она не нашла. Отлично подходят для акустики с не очень чувствительной «пищалкой», выравнивая амплитудно-частотные характеристики.
Можно сделать вывод, что, несмотря на качество серебра, большей популярностью пользуется медный кабель для сабвуфера к ресиверу и другим комплектующим, и считается, что он обеспечивает более чистый и лучший звук.
Изоляция
В автомобильных проводах чаще всего используется силиконовая изоляция. Она требуется, чтобы не допустить контакта провода с металлом и для защиты кабеля от внешней среды. Рабочий диапазон температур колеблется от -60 до 180 0 С.
В некоторых кабелях изоляция используется для визуального увеличения площади сечения провода. Такой провод будет хорошо защищён, но характеристики от этого не улучшатся.
Соединительные разъёмы
Одни из самых популярных разъёмов для профессиональной акустики — Nuetrikspeakon. В большинстве случаев комплектуются с двух сторон разъёмами, типа «папа» или «мама» в небольшой трубке для безопасности.
Разновидности Nuetrikspeakon могут быть 2, 4, 8-контактными. Самые распространённые – 4-контактные, позволяющие использовать сабвуферы низкочастотного и высокочастотного диапазона без дополнительных проводов.
Подбор сечения
Правильный подбор этого параметра – один из главных ключей в выборе правильного провода.
Для правильного подбора необходимо высчитать потребление усилителя и дополнительного оборудования. Чтобы произвести подсчёт требуется сложить номинальную мощность каналов, умножить её на 2 (максимальная мощность) и поделить на 13 (напряжение бортовой сети). Например, чтобы высчитать сечение для стандартного 4-канального сабвуфера мощностью в 50*4ВТ необходимо произвести расчет по следующей формуле: 4*50*2/13 = 30. Это значит, что усилителю нужно 30Ампер.
После этого требуется высчитать длину провода. Большинство автолюбителей устанавливают дополнительное оборудование под передними сидениями или в багажнике. Для установки под сидениями потребуется около 3 м кабеля, а для установки в багажник – 5 м.
После вышеописанных подсчётов необходимо подобрать сечение, найдя нужное значение в таблице:
Сила тока (Ампер) | Размер провода (м) | |||||||
0-1.2 | 1.2-2.1 | 2.1-3.0 | 3.0-4.0 | 4.0-4.9 | 4.9-5.8 | 5.8-6.7 | 6.7-8.5 | |
Площадь сечения (Ga) | ||||||||
300-225 | 1/0 | 1/0 | 1/0 | 1/0 | 1/0 | 1/0 | 1/0 | 1/0 |
225-150 | 2 | 1/0 | 1/0 | 1/0 | 1/0 | 1/0 | 1/0 | 1/0 |
150-125 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1/0 | 1/0 | 1/0 | 1/0 |
125-105 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 1/0 | 1/0 |
105-85 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
85-65 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
65-50 | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 |
50-35 | 8 | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
35-20 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 |
20-0 | 10 | 10 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Это значит, что зная необходимые характеристики, подобрать площадь поперечного сечения не составляет труда и выбрать провода можно самостоятельно.
Подключение
Подключение можно осуществить своими руками, и необязательно обращаться в автосервис, но если есть сомнение в собственных силах – требуется обратиться в специализированную мастерскую.
Чтобы подключить сабвуфер своими руками требуется сделать следующее:
- Снять клеммы с АКБ.
- Провести провода от усилителя до ресивера и магнитолы.
- Силовой кабель провести под капот.
- Провести провода к устройству и питанию (обшивку рекомендуется снять до начала работ).
- После подключения необходимо проверить работу всех узлов нового оборудования.
Внимание: если в автомагнитоле нет выхода для сабвуфера, то придётся купить преобразователь высоких частот.
Итог: при установке дополнительных акустических элементов в автомобиль требуется внимательно и правильно подбирать компоненты и провода. Требуется помнить, что это не только гарантия качественного звука, но и исключение шанса возникновения короткого замыкания.
Источник
Как выбрать автомобильный акустический кабель
Акустический кабель: виды и назначение.
Акустические кабеля в современном автомобиле бывают двух видов:
— межблочные, передающие низковольтный сигнал с головного устройства на усилитель.
— акустические, передающие усиленный сигнал к колонкам от усилителя.
Сегодня у автолюбителя необходимость в покупке акустического кабеля для подключения колонок возникает нечасто: аудиоподготовку (включающую прокладку акустических кабелей от «торпеды» к дверям) проходят все современные автомобили – даже в самых бюджетных комплектациях без штатной магнитолы. Акустический кабель может потребоваться разве что при модернизациях штатной аудиосистемы: увеличении количества динамиков, установке сабвуфера и т.д.
Ценители качественного звука при замене штатной магнитолы или при установке дорогого усилителя тоже иногда озабочиваются заменой штатных акустических проводов на «более качественные» — посеребренные, витопарные, из монокристаллической меди и т.п. Но смысла в этом немного: если акустический кабель имеет достаточное сечение, то влияние его на АЧХ аудиосистемы пренебрежимо мало в сравнении с остальными факторами, влияющими на качество автомобильного звука. Поэтому психологический эффект будет единственным эффектом, который автолюбитель получит, заменив штатный акустический провод на дорогой серебряный.
Более весомой причиной переукладки провода может быть механическое повреждение старого или неудачный маршрут прокладки: вблизи силовых проводов, реле, контактных групп или других источников помех.
Какой акустический кабель выбрать, если необходимость в его покупке все же возникла? Требование к акустическому кабелю одно: падение напряжения на нем должно быть незначительным, по сравнению с падением напряжения на потребителе (в данном случае, динамиках). Хорошим тоном считается, если сопротивления отрезка кабеля не превышает 5% от импеданса акустики. Медный кабель сечением 2,5 мм 2 покрывает большинство потребностей аудиоакустики, но если такого кабеля в наличии нет, или хочется подобрать оптимум, минимальное сечение можно посчитать по формуле:
R – необходимое сопротивление (Ом)
p — удельное сопротивление (Ом•мм 2 /м)
L — длина провода или кабеля (м)
Омедненный алюминиевый провод, если его сечение обеспечивает достаточно низкое сопротивление, тоже имеет «право на жизнь», но хотелось бы предостеречь читателя от покупки совсем дешевых кабелей неизвестного производителя – они могут быть даже не алюминиевыми, а вообще из неизвестного сплава. Мало того, что сопротивление их может оказаться намного выше ожидаемого, провода в таких кабелях могут оказаться очень хрупкими. Еще один минус алюминиевого провода заключен в сложности его пайки – слишком тонкое или некачественное омеднение может создать большие проблемы при пайке и ухудшить контакт между кабелем и разъемом или клеммой динамика.
Стоит сказать пару слов об акустических кабелях из витой пары, якобы обеспечивающих защиту от помех. Появились они в подражание витопарным кабелям (например, студийных микрофонов), подключаемым к балансным входам стационарных усилителей. В этом случае витки кабеля действительно важны – они обеспечивают равномерное воздействие помехи на провода кабеля для последующей её (помехи) устранения путем вычитания сигналов. Но провод, идущий к динамикам, вовсе не балансный, никакого устранения помех динамики не производят и, соответственно, ни о какой «помехозащите» в витопарном акустическом кабеле не может быть и речи.
Межблочные кабеля предназначены для соединения усилителя и магнитолы (или двух усилителей друг с другом). Кроме собственно кабеля (к которому предъявляются те же требования, что и к акустическим кабелям), они содержат также еще пару коннекторов на каждый провод. Материал коннекторов заметного влияния на звук не оказывает, чего нельзя сказать о конструкции, качестве изготовления и их соединения с кабелем.
Коннекторы на дешевых межблочных кабелях могут иметь плохую геометрию (будут «болтаться» в гнездах), плохое соединение с кабелем и некачественное покрытие, «облетающее» буквально от пары использований.
Также дешевые коннекторы часто изготавливаются из некачественного сплава, просто ломающегося от вибраций. Вытащить обломившийся штырек из усилителя будет не так-то просто и расходы при этом могут намного превысить цену нормального межблочного кабеля. С подозрением следует отнестись к большинству недорогих «золоченых» коннекторов – они, скорее всего, имеют напыление не из золота, а из гамельтона (медно-цинковый сплав), голдина (медно-алюминиевый сплав) или алюминиевой бронзы. Качество контакта это практически не ухудшает, но если на упаковке кабеля с весьма демократичной ценой написано «Gold coated», то, вполне возможно, что производитель не гнушается прямым обманом и перед вами явно некачественное изделие.
Характеристики акустических кабелей
Разъемы межблочных кабелей выполнены по стандарту RCA, и чаще всего применяются кабеля с двумя разъемами типа m («Male» — «Мужской»), поскольку на большинстве усилителей и магнитол устанавливаются разъемы типа f («Female» — «Женский»). Но на некоторых устройствах (например, некоторых внешних кроссоверах) для различения входа и выхода ставят разъемы разного типа. Для подключения такого устройства в систему потребуется кабель с разъемами f-m. При выборе межблочного кабеля следует учесть следующие особенности rca-коннекторов:
— расщепленный центральный контакт обеспечивает более надежное соединение;
— лепестковый наружный контакт имеет свойство ослабевать со временем из-за разгибания лепестков от вибрации;
— цанговая конструкция наружного контакта позволяет зафиксировать разъем в гнезде, обеспечивая надежный контакт и предохраняя разъем от выпадания.
Длина кабеля должна соответствовать расстоянию между подключаемыми элементами автоакустики с небольшим (5-10%) запасом. Совершенно непонятно, откуда взялось популярное требование прокладывать акустические кабеля с большим запасом – чем больше длина кабеля, тем больше его сопротивление и, следовательно, тем выше падение уровня сигнала. Поэтому излишки кабеля оставлять не следует.
Кроме рассмотренных акустических и межблочных кабелей, в продаже встречаются линейные шумоподавители, внешне выглядящие как межблочный кабель с небольшим устройством посредине. Линейный шумоподавитель представляет собой ни что иное, как гальваническую развязку линейного кабеля, призванную устранить шумовой эффект от несогласованности уровней питания усилителя и головного устройства. Подобные несогласованности могут возникнуть вследствие электрических помех или плохого контакта в каком-либо из питающих проводов усилителя или головного устройства. В этом случае применение шумоподавителя может помочь, но следует иметь в виду, что входящий в состав шумоподавителя трансформатор неизбежно внесет искажения в проходящий через него звуковой сигнал. Поэтому такой шумоподавитель можно рекомендовать лишь в качестве «крайнего средства».
Управляющий провод используется для управления включением/выключением усилителя и предотвращает его бесполезную работу при выключенном головном устройстве (магнитоле). Также его можно использовать для управления активной или автоматической выдвижной антенны. Подключается этот провод к контакту «REM» усилителя и головного устройства.
Источник
Схема подключения сабвуфера и усилителя к магнитоле
Звучание штатной звуковой системы, которой комплектуется большинство автомобилей, не всегда удовлетворяет владельцев качеством звучания. Для того чтобы сделать звук в
салоне более громким и насыщенным басовыми частотами, в машину устанавливается усилитель и низкочастотная колонка. Схема подключения сабвуфера и усилителя к
магнитоле в машине проста, но требует начальных знаний электротехники. Штатную магнитолу обычно не заменяют, но в случае необходимости ставят самую
современную систему. Как подключить усилитель и сабвуфер в машине зависит от установки новых внешних устройств. Низкочастотная колонка может быть установлена
на полке заднего сидения. Такая акустика обеспечивает комфортный звуковой фон в салоне автомобиля. Если владелец планирует установить усилок на 0,5-1,5
кВт и такой же громкоговоритель, то единственным местом для акустической системы может быть только багажный отсек.
Подключение саба с усилителем к магнитоле
Чтобы подключить сабвуфер к магнитоле с усилителем нужно подготовить необходимые комплектующие и инструмент. Сначала определяется место, где будет размещаться низкочастотная
система. Чаще всего для установки низкочастотного блока используется багажный отсек автомобиля. В комплекс низкочастотного автомобильного канала входят следующие узлы:
- Автомагнитола
- Аккумулятор
- Усилитель низкой частоты
- Конденсатор большой ёмкости
- Басовый мощный динамик
Все эти элементы должны быть соответствующим образом соединены между собой. Питание на автомагнитолу подаётся штатным способом, поэтому здесь ничего изменять
не придётся. Важной частью работы по установке низкочастотного комплекса, является организация электропитания. Схема подключения саба и усилителя включает в себя
подачу звукового сигнала от автомобильной магнитолы, подключение клемм электропитания к аккумулятору и соединение выходных контактов УНЧ с акустической системой. Низкочастотный
усилитель для автомобиля не похож на бытовую технику. Обычно это плоский блок в металлическом корпусе, на одной из стенок которого
расположены коаксиальные разъёмы типа «Тюльпан» для подачи звукового сигнала с внешнего источника и клеммы «под винт» для подключения питающего напряжения
и акустических колонок. В схеме подключения усилка и саба, параллельно клеммам питания, подключается конденсатор большой ёмкости. Он может составлять 0,5-2,0
фарады. Накопительный конденсатор выполняет функцию дополнительного источника питания.
При прослушивании музыкальных программ на большой громкости нередко возникают «провалы» в звучании низкочастотной системы. Это связано с тем, что автомобильный
аккумулятор, на пиковой мощности музыкального комплекса, не может обеспечить большой потребляемый ток. В этом случае запасённая в конденсаторе электроэнергия отдаётся
в цепь электропитания УНЧ, обеспечивая нормальное звучание. Подключение усилителя и сабвуфера осуществляется специальным кабелем, предназначенным для акустических систем. Для соединения
элементов низкочастотного автомобильного комплекта нельзя использовать обычные провода типа ШВВП от бытовой аппаратуры.
Как подключить провода к усилителю и сабвуферу
Чтобы правильно подключить сабвуфер и усилитель нужно выбрать соответствующие соединительные провода. Акустические кабели для подключения элементов низкочастотного комплекса должны быть
многожильными, выполненными из меди и иметь сечение соответствующее потребляемому току усилителя. Нельзя использовать провода некоторых фирм, которые имеют стальные или
алюминиевые жилы, покрытые тонким слоем меди. Особенно это опасно при большой мощности звуковой низкочастотной системы. Для подключения саба к усилку
используются готовые комплекты соединительных кабелей.
В такой набор входят провода для подключения питания от аккумулятора, провода для акустической системы, коаксиальные кабели для подачи сигнала от
магнитолы. В комплекте имеется предохранитель, кабельные наконечники «под болт» и крепежные элементы. При небольшой мощности устройства на него подаётся только
«+» питающего напряжения. Этот кабель должен в обязательном порядке подключаться через предохранитель, который располагается в моторном отсеке рядом с аккумулятором.
Минус блока заводится на массу автомобиля. Если мощность низкочастотной системы превышает 500 ватт, такую схему подключения использовать нельзя и напряжение
с аккумулятора подаётся по двум проводам. Чтобы надёжно подключить саб через усилитель нужно тщательно подтягивать все резьбовые соединения, так как
постоянная вибрация при движении автомобиля может привести к пропаданию контакта и отказу звуковой системы.
Подключение саба через усилок
Как правильно подключить сабвуфер через усилитель с несколькими каналами. Для того чтобы получить полноценное и качественное звучание недостаточно использовать одноканальный
блок низкой частоты. В этом случае только басовый канал сможет обеспечить хорошую выходную мощность. При этом громкость и качество воспроизведения
чрез штатную акустику будет заметно хуже. Оптимальным решением будет использование УНЧ с несколькими каналами. В этом случае подключить сабвуфер в
машину через усилитель можно через один из каналов, а остальные будут использоваться для работы на фронтальные и тыловые громкоговорители.Для того
чтобы обеспечить чёткое разделение всего звукового диапазона на отдельные полосы частот, акустические системы автомобиля стыкуются с усилителем через фильтры —
кроссоверы. В этом случае высокие частоты передаются твиттерами, средние частоты отрабатываются через широкополосные динамики, а глубокие и насыщенные басы воспроизводятся
сабвуфером через усилитель.
Сабвуфер к усилителю подключается акустическим кабелем, который должен иметь как можно меньшее сопротивление. Этот провод должен быть медным и многожильным.
Подключение усилителя и сабвуфера к магнитоле осуществляется межблочным кабелем. Поскольку через него передаётся слаботочный сигнал его сечение не так важно,
как сечение питающих проводов и кабелей для подключения динамика.
Подключение саба с усилителем к магнитоле
Как подключить саб и усилок к магнитоле зависит от конструкции воспроизводящего устройства.Большинство штатных устройств оборудованы разъёмами с ножевыми контактами, которые
используются для подключения встроенных громкоговорителей. Кроме этого на задней панели автомобильной магнитолы находятся разъёмы линейных выходов левого и правого каналов.
Они предназначены для штекеров типа RCAили «Тюльпан» и используются для подключения внешнего блока низкой частоты.
Если используется одноканальный модуль, то чтобы подключить сабвуфер к магнитоле через усилитель нужно использовать переходник. Он суммирует левый и правый
каналы для подачи их на вход низкочастотного блока.
Подключение саба к магнитоле с усилком кроме коммутации звукового сигнала подразумевает дистанционное включение питания. Для этого используется отдельный провод. Он
отходит от колодки, которая используется для подключения встроенных акустических систем и маркируется «Systemremotecontrol». После включения зажигания автомобиля и подаче питания
на головное устройство(ГУ), на этом проводе устанавливается потенциал + 12 вольт. На блоках низкой частоты, предназначенных для работы с автомобильными
акустическими системами, имеется контакт, который маркируется таким же образом. Соединение контактов ГУ и усилителя обеспечивает одновременную подачу электропитания на оба
устройства.
Схема подключения саба и усилителя в машине не обязательно должна включать в себя автоматическую подачу питания. Линию дистанционного управления можно
не использовать, а поставить обычный тумблер, чтобы включать питание мощного низкочастотного тракта вручную.
Как подключить саб к магнитоле через усилитель
Для того чтобы оборудовать автомобиль качественной звуковой системой и подключить саб с усилком в машину, сначала нужно выбрать систему усиления
низкой частоты. Её тип определяется требованиями к звуковоспроизведению. Автомобильные модули бывают следующих типов:
- Одноканальные
- Двухканальные
- Четырехканальные
- Пятиканальные
Блоки с одним каналом применяются только для подключения саба. Они могут работать на нагрузку до 2 Ом. Такая система проста
в установке и надёжна. На автомагнитоле нет регулятора усиления низких частот, но он имеется на НЧ модуле, и всегда можно
установить нужный уровень громкости. Двухканальные системы допускают подключение двух громкоговорителей или одного, но мощного динамика. Самыми популярными моделями являются системы
на четыре канала. Они позволяют подключить саб и усилок к магнитоле и в больших пределах менять конфигурацию звуковой системы автомобиля.
Устройство с пятью каналами позволяет подключить четыре акустических системы и НЧ колонку. Это самая неэкономичная модель и при работе на
стоянке такой блок быстро посадит аккумулятор.
Подключение сабвуфера с усилителем в машину начинается с выбора места установки. От этого будет зависеть длина соединительных кабелей. Схема подключения
сабвуфера в машине через усилок предполагает расчёт длины проводов заранее, так как весь монтаж будет проводиться под обшивкой. При установке
модуля нужно знать, что этот электронный блок будет выделять при работе большое количество тепла, поэтому в месте установки должна быть
нормальная циркуляция воздуха. При подключению саба к усилителю в автомобиле нужно избегать крепления блока на боку или в любом неправильном
положении. Если НЧ блок предназначен только для сабвуфера, то лучшим место его размещения будет багажный отсек, где модуль находится рядом
с сабом. В этом случае потребуется только один плюсовой провод питания и межблочный кабель от магнитолы. Подключение сабвуфера к магнитоле
с усилителем фото.
Источник