Меню

Схема электрической блокировки автоматического выключателя

Схема электрической блокировки автоматического выключателя

Оперативное состояние оборудования.Электрическое обору­дование может находиться в работе, в ремонте и в резерве (руч­ном или автоматическом). В состоянии резерва оборудование мо­жет быть без напряжения или находиться под напряжением, если оно включено или связано токоведущими частями с источником напряжения, например трансформатор на холостом ходу. Вра­щающиеся генераторы и синхронные компенсаторы, даже если они не возбуждены, рассматриваются как находящиеся под на­пряжением.

Категории оперативного управления электроустановками.Изме­нением оперативного состояния оборудования, операции с кото­рым требуют координации действий дежурного персонала несколь­ких энергообъектов, руководит диспетчер энергосистемы, а обо­рудованием местного значения — начальники смен электростан­ций, дежурные диспетчеры предприятий электросетей, районов, дежурные узловых (базисных) подстанций, персонал ОВБ. Если оборудование находится в оперативном управлении одного из на­званных дежурных, то все операции с этим оборудованием (вклю­чение, отключение, заземление и т.д.) выполняются только по распоряжению этого дежурного.

Часть оборудования, переданного в оперативное управление персонала низших ступеней диспетчерского управления, опера­тивное состояние и режим работы которого влияют на режим и надежность работы энергосистемы, может находиться в так назы­ваемом оперативном ведении диспетчера энергосистемы, ОДУ, ЦЦУ. В этом случае распоряжение о переключении отдается под­чиненному персоналу после предварительного получения разре­шения соответствующего диспетчера.

Распоряжение о переключении отдается непосредственно под­чиненному персоналу. В нем указываются последовательность и конечная цель переключений. Распоряжение повторяется дежур­ным и записывается в оперативный журнал. Заданная последова­тельность операций проверяется по оперативной схеме.

Бланк переключений.В соответствии с распоряжением о пере­ключении дежурный заполняет специальный бланк, в котором последовательно записывает все операции с коммутационными аппаратами, устройствами релейной защиты и автоматики, опе­рации по проверке отсутствия напряжения, наложению заземле­ний и др.

Бланк считается оперативным документом. Его составление дает персоналу возможность изучить полученное задание и спланиро­вать производство операций. Составление бланка является обяза­тельным, если в РУ блокировка отсутствует или выполнена не в полном объеме.

Порядок выполнения переключений.При переключениях дежур­ный, имея при себе заполненный бланк, действует в следующем порядке:

на месте выполнения операции проверяет по надписи наиме­нование электрической цепи и название коммутационного аппа­рата, к приводу которого он подошел. Выполнение операций по памяти без проверки надписи у привода аппарата категорически запрещается;

убедившись в правильности выбранного коммутационного ап­парата, зачитывает по бланку содержание операции и после этого выполняет ее. При участии в переключениях двух лиц операция выполняется после повторения ее исполнителем и получения со­ответствующего подтверждения контролирующего лица;

выполненную операцию отмечают в бланке, чтобы не пропус­тить очередную операцию.

Во время переключений персонал должен быть внимательным и сосредоточенным. Не рекомендуется вести посторонние разго­воры. Недопустимы перерывы в переключениях, не вызванные про­изводственной необходимостью.

При переключениях в РУ оперативный персонал производит необходимые операции с релейной защитой и автоматикой с тем, чтобы режимы их работы всегда соответствовали схеме первичных соединений РУ. Иначе релейная защита может отказать в работе при КЗ в защищаемой зоне или, наоборот, подействовать несе­лективно при КЗ вне зоны ее действия.

Так же, как и силовое оборудование, устройства релейной за­щиты и автоматики находятся в оперативном управлении (и опе­ративном ведении) соответствующего дежурного персонала.

Информация об окончании переключений.По окончании пере­ключений в оперативном журнале делают запись с указанием но­мера бланка переключения, а без него — о всех операциях с ком­мутационными аппаратами, изменениях в схемах релейной защи­ты, установленных (или снятых) заземлениях и пр. Для того что­бы записи о наложении и снятии заземлений выделить среди ос­тального текста, их подчеркивают цветными карандашами: крас­ным — при наложении, синим — при снятии заземления. Одно­временно вносятся соответствующие изменения в оперативную схему. Об окончании переключений получивший распоряжение сообщает дежурному, отдавшему распоряжение о переключении.

ТЕХНИКА ОПЕРАЦИЙ С КОММУТАЦИОННЫМИ АППАРАТАМИ

Операции с выключателями.Отключение и включение элект­рической цепи, имеющей выключатель, должно производиться выключателем. Управление выключателем может осуществляться дистанционно или ручным приводом. Команда на включение и отключение выключателя с дистанционным управлением подает­ся от ключа управления или с помощью устройств телемехани­ки. С места установки выключателя операции с ним производятся только при ремонте и ликвидации аварий.

При ремонтных и наладочных работах операции с воздушными выключателями проводят дистанционно из помещений мастер­ских и лабораторий.

После завершения той или иной операции с выключателем проверяют его действительное положение, так как команда вклю­чения или отключения может оказаться невыполненной. Если после отключения выключателя предстоит проведение операций с разъ­единителями или отделителями, то проверка положения выклю­чателя производится на месте установки по механическому указа­телю, по положению подвижных контактов и траверс, по показа­ниям воздушных манометров у выключателей с газонаполненны­ми отделителями.

Проверка положения выключателя по показаниям сигнальных ламп и измерительных приборов допускается при отключении или включении трансформатора, линии, шин только выключателем (без проведения операций с разъединителями).

В ряде случаев возникает необходимость фиксировать выклю­чатель в определенном положении прежде, чем персонал присту­пит к операциям с разъединителями. Например, при переводе при­соединений с одной системы шин на другую персонал должен быть уверен в том, что шиносоединительный выключатель вклю­чен и что никакие случайные действия не могут изменить его по­ложение. Достигается это путем снятия предохранителей (или от­ключения автоматов) на обоих полюсах цепей управления вы­ключателем до проверки его действительного положения на месте.

Операции с разъединителями и отделителями.Перед включе­нием или отключением разъединители или отделители осматри­вают. Они не должны иметь видимых дефектов и повреждений. Операции с разъединителями, у которых при измерении или ос­мотре обнаружены дефектные изоляторы, выполняют, как пра­вило, после снятия с них напряжения.

При ручном включении разъединителей и появлении дуги между контактами ножи не следует отводить, так как дуга при расхожде­нии контактов может удлиниться и перекрыть промежуток между фазами. Начатая операция включения во всех случаях продолжает­ся до конца.

При ручном отключении разъединителей вначале делают проб­ное движение рычагом привода, чтобы убедиться в исправности тяг, отсутствии качаний и дефектов изоляторов. Если в момент расхождения контактов между ними возникнет дуга, что может быть в результате разрыва цепи тока нагрузки, разъединители немедленно включают и до выяснения причины образования дуги операции с ними не производят.

Возможность использования разъединителей и отделителей для отключения и включения намагничивающих токов силовых транс­форматоров и зарядных токов воздушных и кабельных линий под­тверждается эксплуатационной практикой. В связи с этим разра­ботаны некоторые общие положения, которые должны соблю­даться персоналом, выполняющим операции.

В цепях напряжением 35. 220 кВ, имеющих отделители и разъ­единители, отключение намагничивающих и зарядных токов вы­полняется отделителями, позволяющими быстро выполнять опе­рации благодаря наличию встроенных пружин, а включение — разъединителями при предварительно включенных отделителях.

Значение намагничивающего тока трансформатора зависит от значения подведенного к нему напряжения — с повышением на­пряжения намагничивающий ток резко возрастает. При отключе­нии ненагруженного трансформатора отделителями или разъеди­нителями значение намагничивающего тока стремятся понизить. Для этого трансформаторы с РПН переводят в режим недовозбуждения.

При отключении ненагруженного трансформатора напряжением 110. 220 кВ разъединителями или отделителями возможен крат­ковременный неполнофазный режим вследствие неодновремен­ного размыкания контактов отдельных полюсов, что может выз­вать появление перенапряжений. Опасность перенапряжения наи­меньшая у трансформаторов с заземленной нейтралью. Поэтому перед отключением трансформатора от сети заземляют его нейт­раль, если в нормальном режиме она была разземлена и защище­на разрядником. Рекомендуется также предварительно отключать дугогасящие реакторы.

После проведения операций включения или отключения разъ­единителей или отделителей осмотром проверяют действитель­ное их положение, так как возможны случаи недовключения но­жей, попадание ножей мимо губок, обрывы тяг, разрегулировка приводов и пр.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ С КОММУТАЦИОННЫМИ АППАРАТАМИ

Операции с коммутационными аппаратами, установленными в одной электрической цепи, проводятся в последовательности, учитывающей назначение этих аппаратов и обеспечивающей бе­зопасность для выполняющих переключения.

Всякое нарушение установленного порядка переключений, неоправданная поспешность при операциях приводят к авариям и угрожают жизни людей.

Рассмотрим порядок проведения операций с выключателями и разъединителями. Следует иметь в виду, что операции, требу­ющие согласования действий персонала смежных объектов, сво­евременно проводятся под руководством диспетчера.

Типичной операцией является отключение линии, имеющей выключатель, линейные и шинные разъединители с каждой из ее сторон. Первой операцией является отключение выключателей, с помощью которых разрывается цепь тока нагрузки и снимается напряжение с линии. После проверки отключенного положения выключателя отключают линейные, а затем шинные разъедини­тели. Такая последовательность операций объясняется стремлени­ем уменьшить последствия повреждений, которые могут быть при ошибочных действиях персонала. Включение линий в работу вы­полняют в обратной последовательности, т. е. первыми включают шинные, потом линейные разъединители и затем выключатели.

Следует отметить, что при отключении линии только для ра­бот на самой линии считается достаточным ее отключение вы­ключателями и линейными разъединителями. Создание дополни­тельного видимого разрыва цепи при шинных разъединителях яв­ляется излишним.

Включение трансформатора под напряжение связано с крат­ковременным переходным режимом, в результате которого на­магничивающий ток в обмотке резко возрастает, превышая иног­да в несколько раз номинальное значение. Резкие повышения силы намагничивающего тока не опасны для трансформатора. На пони­жающих подстанциях при двух и более параллельно работающих трансформаторах включение одного из них, как правило, выпол­няется со стороны обмотки высшего напряжения. Включение транс­форматора под напряжение со стороны вторичной обмотки НН и прохождение при этом большого намагничивающего тока приве­ли бы к резкому снижению напряжения на шинах НН, что отри­цательно сказалось бы на работе потребителей. С учетом включе­ния трансформатора со стороны питающей обмотки выполняется и настройка его защиты.

На практике включение в работу трехобмоточного трансфор­матора обычно проводят в такой последовательности: включают шинные и трансформаторные разъединители со стороны высше­го, среднего и низшего напряжений, после чего включают вы­ключатели высшего, среднего и низшего напряжений. Отключе­ние проводится в обратной последовательности: отключают вы­ключатели низшего, среднего и высшего напряжений, затем от­ключают трансформаторные и шинные разъединители с трех сторон.

На понижающих подстанциях, выполненных по упрощенной схеме, силовые трансформаторы с высшей стороны не имеют вы­ключателей, но их обязательно снабжают выключателями со сто­роны вторичных обмоток. Последовательность операций в этих схемах предусматривается такой, чтобы разъединителями или отде­лителями не отключался и не включался ток нагрузки. Для этого отключение тока нагрузки и включение трансформатора под на­грузку выполняют выключателями со стороны вторичных обмо­ток, а отключение и включение намагничивающего тока — отде­лителями или разъединителями.

Читайте также:  Выключатель замка двери 31105

На электростанциях последовательность включения в работу и отключения в ремонт или резерв трансформаторов связи с систе­мой зависит от местных условий (территориального расположе­ния оборудования, возможности включения устройств синхрони­зации и др.) и нередко определяется местными инструкциями.

ВЫВОД В РЕМОНТ И ВВОД В РАБОТУ ИЗ РЕМОНТА ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Вывод в ремонт линии (рис. 1) с учетом проверочных дей­ствий проводят в такой последовательности: проверяют возмож­ность отключения линии по режиму работы участка сети (под­станции); на подстанции Б выключатель предварительно отклю­чен, а нагрузка отключаемой в ремонт линии переведена на дру­гие источники питания.

Разъединители линии при этом не отключают, потому что может возник­нуть необходимость ее экстренного включения в работу (авария на под­станции Б или смежных участках сети и др.).

Далее на подстанции А (рис. 1) отключают устройство АПВ, а затем —выключатель линии. На подстанции Б проверяют, нет ли нагрузки на линии.В РУ подстанции Б контролируют отключенное положение выключателя, отключают линейный разъединитель и проверяют отключенное положение всех его трех фаз. Таким же образом поступают в РУ подстанции А. Перед операциями с разъединителями на ключ отключения выключателя вывешивают предупреждающие плакаты и отключают разъединители. Убедившись в отсутствии напряжения, включают заземляющие ножи или накладывают защитные заземления(при отсутствии заземляющих ножей) с обеих сторон линии. Координация исполнения операций на смежных подстанциях осуществляется диспетчером ПЭС или РЭС. Указан­ные проверки режима работы подстанции, участка электрической сети, положение трех фаз разъединителей, заземляющих ножей, отсутствие напряжения на токоведущих частях характерны и для других операций с коммутационными аппаратами, поэтому в даль­нейшем будут названы лишь важнейшие из них.

Ввод в работу из ремонта линии выполняют в обратной после­довательности.

Рисунок 1. Схема включенной в работу линии напряжением 110 кВ

ВЫВОД В РЕМОНТ И ВВОД В РАБОТУИЗ РЕМОНТА СИСТЕМЫ ШИН

В нормальных условиях эксплуатации обе системы сборных шин подстанции должны, как правило, находиться в работе. Это по­вышает надежность электроснабжения потребителей, так как при КЗ и отключении защитой одной из системы шин другая остается в работе. Для ремонта система шин освобождается путем перевода (переключения) всех ее присоединений на другую систему шин, оставшуюся в работе.

Необходимым условием перевода является равенство потенци­алов обеих систем шин. В схемах с шиносоединительным выклю­чателем это условие обеспечивается включением шиносоедини-тельного выключателя (ШСВ), электрически соединяющего меж­ду собой обе системы шин. В то же время ШСВ шунтирует при переводе каждую пару шинных разъединителей, принадлежащих одному присоединению.

В этом случае включение одних шинных разъединителей при включении других, а также отключение одного из двух включен­ных на обе системы шин разъединителей переводимого присое­динения не представляет опасности, поскольку шунтирующая их цепь ШСВ обладает ничтожно малым сопротивлением и, следова­тельно, падение напряжения на нем будет небольшим. Тогда и разность потенциалов между подвижными и неподвижными кон­тактами разъединителей при их коммутации будет такой незначи­тельной, что дуги между ними не возникнет.

Итак, для вывода в ремонт системы шин (например, II систе­мы шин в схеме на рис. 2) необходимо прежде всего освобо­дить ее от нагрузки, т. е. выполнить перевод присоединений с вы­водимой в ремонт на остающуюся в работе систему шин. При этом переключения выполняют в такой последовательности: вклю­чают ШСВ, дифференциальную защиту шин переводят в режим работы с нарушением фиксации присоединений, отключают ав­томатические выключатели, установленные в цепях управления ШСВ и его защит, отключают АПВ шин.

Рисунок 2. Схема РУ напряжением 110 кВ с двумя рабочими системами шин (I и II)

Далее в РУ проверяют, включен ли ШСВ и его разъединители (ранее они были включены для обеспечения автоматического ре­зервирования шин). Затем включают шинные разъединители всех переводимых присоединений на I систему шин и проверяют, вклю­чен ли каждый из них, отключают шинные разъединители пере­водимых присоединений от выводимой в ремонт II системы шин и проверяют отключенное положение каждого разъединителя.

На щите управления (релейном щите) переключают питание цепей напряжения защит, автоматических устройств и измери­тельных приборов на трансформатор напряжения (THI) I систе­мы шин (рис. 3), если оно не переключается автоматически. Затем включают автоматические выключатели в цепях управле­ния ШСВ и его защит, проверяют, нет ли нагрузки на ШСВ, отключают его, снимая тем самым напряжение со II системы шин, включают АПВ шин.

Заметим, что для перевода присоединений с одной системы шин на другую с привода ШСВ и его защит снималось напряже­ние оперативного тока отключением автоматических выключате­лей. Это делалось для того, чтобы исключить возможные случай­ности и фиксировать ШСВ во включенном положении на все вре­мя перевода.

Рисунок 3. Схема для ручного переключения вторичных цепей ТН в распределительном устройстве с двумя системами шин

Теперь, когда II система шин находится в состоянии резерва, для вывода ее в ремонт выполняют следующие операции:

на ключе управления ШСВ вывешивают плакат «Не включать — работают люди»;

в РУ проверяют, находится ли ШСВ в отключенном положе­нии, и отключают его шинный разъединитель II системы шин. В случае необходимости отключают также шинные разъединители ШСВ I рабочей системы шин;

отключают рубильники (автоматы) или снимают предохрани­тели со стороны обмоток низшего напряжения трансформатора напряжения II. Шкаф, где расположены предохранители (рубиль­ники), запирают и на нем вывешивают плакат «Не включать — работают люди». Отключают шинные разъединители трансформа­тора напряжения II;

запирают на замок приводы всех шинных разъединителей II системы шин. На приводах вывешивают плакаты «Не включать — работают люди»;

проверяют, отсутствует ли напряжение на токоведущих час­тях, где должны накладываться защитные заземления. Включают заземляющие ножи или накладывают переносные заземления там, где нет стационарных заземляющих ножей;

в зависимости от местных условий и характера работ выполня­ют необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасные ус­ловия труда ремонтного персонала (устанавливают ограждения, вывешивают плакаты на месте работ и т.д.). Производят допуск ремонтных бригад к работе.

Включение в работу из ремонта II системы шин осуществляет­ся после окончания ремонтных работ и соответствующего оформ­ления наряда-допуска. Оперативный персонал обязан осмотреть рабочее место, проверить отсутствие людей и посторонних пред­метов на оборудовании. Для ввода в работу II системы шин и пе­ревода на нее части присоединений согласно установленной ра­нее схеме выполняют следующие операции:

удаляют временные ограждения и снимают переносные плака­ты, вывешенные на месте работ;

снимают замки и запрещающие плакаты с приводов отклю­ченных ранее шинных разъединителей;

проверяют исправность дифференциальной защиты шин;

проверяют отключенное положение выключателя ШСВ;

включают разъединители ШСВ;

включают разъединители трансформатора напряжения II си­стемы шин. Снимают плакат со шкафа и устанавливают предохра­нители (включают рубильник) со стороны низшего напряжения трансформатора напряжения II системы шин;

проверяют, имеют ли защиты ШСВ минимальные установки по току и времени и включены ли защиты на отключение. Подают напряжение оперативного тока на привод ШСВ, если оно было снято.

Далее II систему шин опробуют напряжением. Для этого дис­танционно включают ШСВ и проверяют по вольтметрам наличие напряжения на II системе шин.

Для перевода присоединений на II систему шин согласно уста­новленной схеме выполняют следующие операции:

с привода ШСВ снимают напряжение оперативного тока и от­ключают АПВ шин;

проверяют в РУ, включен ли ШСВ, и переводят в рассмотрен­ной последовательности часть электрических цепей с I на II сис­тему шин;

на привод ШСВ подают напряжение оперативного тока и от­ключают ШСВ;

дифференциальную защиту шин переводят в нормальный ре­жим работы и включают АПВ шин.

ВЫВОД В РЕМОНТ И ВВОД В РАБОТУ ИЗ РЕМОНТА ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ

Выключатели напряжением 110 кВ следует ремонтировать при отключенных электрических цепях, в которых они установлены. Однако длительное отключение электрической цепи не всегда воз­можно. Поэтому при напряжении 110 кВ и выше ее сохраняют в работе, а выключатель выводят в ремонт одним из трех способов:

1. При схеме с одним выключателем на цепь этот выключатель заменяют шиносоединительным выключателем на все время ре­монта.

2. При схеме с одним выключателем на цепь, одной или двумя основными и обходной системами шин электрическую цепь вклю­чают на обходную систему шин и ее выводимый в ремонт выклю­чатель заменяют обходным выключателем.

3. При схемах с двумя выключателями на присоединение и дву­мя системами шин, а также при схемах многоугольника и с полу­торной схемой выводимый в ремонт выключатель и его разъединители с обеих сторон отключают.

Для замены выводимого в ремонт выключателя шиносоедини­тельным выключателем требуются два непродолжительных отклю­чения цепи: одно — для установки перемычки вместо выводимо­го в ремонт выключателя, другое — для снятия перемычки после окончания ремонта. Необходимо также освободить одну из систем шин для включения на нее цепи, выключатель которой выводит­ся в ремонт.

В случае замены ремонтируемого выключателя цепи обходным выключателем все переключения проводят без отключения цепи и освобождения рабочей системы шин, что является преимуще­ством этого способа.

Схемы с двумя выключателями на цепь, полуторные схемы и схемы многоугольника позволяют выводить в ремонт и вводить после ремонта любой выключатель без отключения цепи, но на время отсутствия в схеме одного из выключателей надежность ее работы снижается.

Чтобы лучше представить характерные особенности этих спо­собов, рассмотрим переключения в обобщенном виде, объеди­ним отдельные операции и действия персонала в группы операций.

Замена выводимого в ремонт выключателя шиносоединителъным выключателем.

Если устройства релейной защиты и автоматики предполагают перевести с ремонтируемого выключателя цепи на ШСВ, то для этого подготавливают схему первичных соединений: включают ШСВ и все цепи, кроме той, выключатель которой дол­жен выводиться в ремонт, переводят на одну рабочую систему шин.

Рисунок 4. Основные операции при замене выключателя электрической цепи шиносоединительным выключателем

На рис. 4,аэлектрическая цепь с выводимым в ремонт вы­ключателем показана включенной на I систему шин (все осталь­ные цепи переведены на II систему шин). Показано также нор­мальное (до начала вывода выключателя в ремонт) использова­ние вторичных обмоток трансформаторов тока для питания цепей релейной защиты и измерительных приборов.

Читайте также:  Габариты модуля автоматического выключателя

Теперь, когда выводимый в ремонт выключатель и ШСВ оказа­лись последовательно включенными в одной и той же цепи (через них проходит один и тот же рабочий ток), появилась возможность проверки защит рабочим током при их переводе с одного выклю­чателя на другой. Для этого устройства релейной защиты пооче­редно выводят из работы и переключают с трансформаторов тока выводимого в ремонт выключателя на трансформаторы тока ШСВ. Питание цепей напряжения защит обычно переключают на транс­форматор напряжения II системы шин, на которую включены все остальные электрические цепи. Действие защит по цепям опера­тивного тока переключают на ШСВ, защиты включают в работу и опробуют на отключение ШСВ. При этом включение ШСВ произ­водят действием АПВ. Использование вторичных обмоток транс­форматоров тока ШСВ показано на рис. 4,б.

После переключения защит на ШСВ электрическую цепь выво­димого в ремонт выключателя отключают с обеих сторон и зазем­ляют. Выводимый в ремонт выключатель (часто вместе с линей­ными разъединителями) отсоединяют и на его место устанавли­вают заранее заготовленные перемычки из провода (рис. 4,в),восстанавливая таким образом электрическую цепь.

По окончании работ по установке перемычек с электрической цепи снимают защитные заземления и включают ее шинными разъединителями (если линейные разъединители выведены из схе­мы) на резервную (I) систему шин. Цепь вводят в работу включе­нием ШСВ (рис. 4, г).

В том случае, когда защиты, имеющиеся на ШСВ, могут пол­ноценно заменить защиты электрической цепи выведенного в ре­монт выключателя, переключение ее защит на трансформаторы тока ШСВ не производят. После вывода из схемы выключателя электрическую цепь включают в работу с защитными ШСВ, которые потом проверяют под нагрузкой. Вносят изменения лишь в схему дифференциальной защиты шин. Из схемы исключают цепи трансформаторов тока выведенного в ремонт выключателя и вводят цепи трансформаторов тока ЩСВ в качестве трансформа­торов тока электрической цепи.

При отключении той или иной защиты для ее перевода и про­верки оперативный персонал должен каждый раз отключать пуск УРОВ от этой защиты, чтобы предотвратить возможность его лож­ного срабатывания.

Кроме того, на узловых под­станциях на время отключения быстродействующих защит ВЛ и защиты шин для работ в ее цепях должны выводиться уско­рения на резервных защитах транзитных электрических це­пей, чтобы избежать развития возможных аварий и нарушения устойчивости параллельной ра­боты генераторов электростан­ций.

Эти замечания в равной мере будут касаться и всех последую­щих операций вывода в ремонт

(а также ввода в работу) вык­лючателей.

Основные группы операций при вводе в работу выключателя цепи, включенной с помощью ШСВ, пос­ле окончания ремонта:

отключают цепь, снимают перемычку, установленную при выводе выключателя в ремонт, и выключатель присоединяют к шинам;

после «распетления» (присо­единения) выключателя цепь включают разъединителями на резервную систему шин и вво­дят в работу через два последовательно включенных выключателя — выключатель цепи и ШСВ;

цепи защит поочередно пе­реключают с трансформаторов тока ШСВ на трансформаторы тока выключателя цепи, защиты проверяют под нагрузкой и их дей­ствие переключают на выключатель цепи, включают устройства автоматики;

восстанавливают нормальную схему первичных соединений РУ согласно принятой фиксации присоединений.

Основные группы операций при замене выключателя цепи обход­ным выключателем:

включением обходного выключателя с минимальными уставками на его защитах обходную систему шин опробуют напряже­нием (рис. 5, а);

отключают обходной выключатель, при этом с обходной сис­темы шин снимают напряжение;

включением на обходную систему шин разъединителя цепи, выключатель которой предполагается вывести в ремонт, подают напряжение на обходную систему шин (рис. 5,б);

включают обходной выключательсуставками времени сраба­тывания на его защитах, соответствующими уставками защит цепи и введенными в схему дифференциальной защиты шин (ДЗШ) трансформаторами тока обходного выключателя. Отключают вы­водимый в ремонт выключатель цепи (рис. 5,в);

отключают дифференциальную защиту шин и из ее схемы выво­дят трансформаторы тока отключенного в ремонт выключателя цепи.

При необходимости с выводимого в ремонт выключателя пе­реводят на обходной выключатель быстродействующие основные защиты, которые затем проверяют под нагрузкой и включают в работу, включают устройства автоматики;

отключают разъединители и выводимый в ремонт выключатель заземляют (рис. 5, г).

Основные группы операций при вводе в работу выключателя цепи,включенной с помощью обходного выключателя, после окончания ре­монта:

с вводимого в работу выключателя снимают заземления;

к трансформаторам тока вводимого в работу выключателя под­ключают временные, проверенные от постороннего источника тока защиты;

при помощи испытательных блоков к схеме ДЗШ подключают цепи трансформаторов тока вводимого в работу выключателя;

включают линейные и шинные разъединители и выключатели цепи, после чего отключают обходной выключатель;

переводят с обходного выключателя, проверяют под нагруз­кой и включают по нормальной схеме с действием на введенный в работу выключатель все защиты цепи, а временно включенные защиты отключают, включают устройства автоматики;

отключают разъединители цепи от обходной системы шин.

При схемах многоугольника и при полуторной схеме выводимый в ремонт включатель и его разъединители с обеих сторон отключают. Отключенный в ремонт выключатель за­земляют с обеих сторон.

Вводят выключатель в работу в обратной последовательности.

Рисунок 5. Основные группы операций при замене выключателя электрической цепи обходным выключателем

ВЫВОД В РЕМОНТ И ВВОД В РАБОТУ ИЗ РЕМОНТА СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ

Вывод в ремонт трансформаторов, у которых выключатель име­ется со стороны обмоток ВН, СН и НН:

при отключении трехобмоточного трансформатора сначала от­ключают выключатели со стороны низшего, среднего и высшего напряжения, затем трансформаторные и шинные разъединители со стороны низшего напряжения, после чего (в той же очередно­сти) со стороны среднего и высшего напряжений;

для безопасности работ трансформатор заземляют с трех сто­рон.

Включение трансформатора в работу после ремонта выполня­ют в обратной последовательности.

При отключении и включении трансформаторов необходимо учитывать, что включение трансформатора под напряжение связа­но с кратковременным переходным режимом, вследствие чего на­магничивающий ток в обмотке резко возрастает. При двух и более параллельно работающих трансформаторах включение одного из них со стороны обмотки среднего или низшего напряжения может привести к резкому снижению напряжения на шинах СН или НН и нарушению работы потребителей. Поэтому для включения трех­обмоточного трансформатора необходимо включить шинные и трансформаторные разъединители с каждой из трех сторон, а за­тем соответствующие выключатели.

Отключение и включение ненагруженных трансформаторов на­пряжением 110. 220 кВ, имеющих неполную изоляцию нейтралей, осуществляются после предварительного глухого заземления нейтрали, если она была разземлена и защищена вентильным раз­рядником. Если к нейтрали обмотки напряжением 35 кВ был под­ключен дугогасящий реактор, то для устранения возникших опас­ных перенапряжений (при неодновременном размыкании контак­тов выключателя напряжением 35 кВ) трансформатор отключают при изолированной нейтрали.

Отключение в ремонт и ввод в работу трансформаторов на под­станциях с упрощенными схемами.Отключение трансформатора Т1 в ремонт (рис. 6), когда включены АПВ выключателей напря­жением 10 кВ трансформаторов, АВР секционного выключателя напряжением 10 кВ и отделителей напряжением 110 кВ, выполня­ют в такой последовательности:

переводят питание нагрузки собственных нужд полностью на трансформатор ТСН2;

отключают рубильник трансформатора ТСН1 и снимают пре­дохранители со стороны обмотки напряжением 0,4 кВ, чтобы ис­ключить возможность обратной трансформации;

настраивают дугогасящий реактор ДГР2 на суммарный заряд­ный ток отходящих от шин напряжением 10 кВ линий и отключа­ют разъединитель дугогасящего реактора ДГР1;

автоматические регуляторы напряжения трансформаторов Т1 и Т2 переключают с автоматического на дистанционное управление, переводят РПН трансформатораТ1 в положение, одинако­вое с положением РПН трансформатора Т2;

отключают АВР отделителей напряжением 110 кВ и при необ­ходимости (в соответствии с инструкцией) АПВ выключателя ВЗ и АВР секционного выключателя;

включают секционный выключатель (СВ) напряжением 10 кВ и после проверки на нем нагрузки отключают выключатель ВЗ трансформатора Т1;

переключают АРКТ трансформатора Т2 с дистанционного на автоматическое регулирование;

автоматический регулятор напряжения под нагрузкой (РПН) трансформатора Т1 устанавливают в положение, соответствующее номинальному напряжению, если оно было выше номинального, и отключают АРКТ;

проверяют, отключен ли выключатель ВЗ, и тележку с выклю­чателем устанавливают в ремонтное положение;

дистанционно отключают отделитель ОД1 (отключают намаг­ничивающий ток трансформатора Т1);

отключают линейные разъединители РЛ1 и разъединители в перемычке РП.

При подготовке рабочего места выполняют комплекс мероп­риятий, предусмотренных правилами безопасности.

Включение в работу трансформатора Т1 осуществляют после окончания ремонта, осмотра оперативным персоналом места ра­бот и снятия защитных заземлений. Операции и действия прово­дят в следующем порядке:

проверяют, отключен ли короткозамыкатель К31, который при работах мог быть включен ремонтным персоналом, включен ли разъединитель в нейтрали обмотки напряжением 110 кВ транс­форматора Т1, отключены ли отделители ОДЗ, после чего вклю­чают разъединители РП;

при отключенном положении выключателя ВЗ перемещают его тележку в контрольное положение и соединяют электрические разъемы в шкафу КРУ;

проверяют положение переключателя ответвлений РПН транс­форматора Т1 (оно должно соответствовать номинальному напря­жению);

включают отделители ОД1 и включением линейных разъеди­нителей трансформатор Т1 ставят под напряжение;

после проверки полнофазности включения трансформатора под напряжение, что устанавливается визуально по положению но­жей трех фаз разъединителей ЛР1, отделителей ОД1 и нормаль­ному гулу трансформатора, отключают заземляющий разъедини­тель в нейтрали обмотки напряжением 110 кВ;

вкатывают в рабочее положение тележку с выключателем ВЗ;

переключают АРКТ трансформатора Т2 с автоматического на дистанционное регулирование;

включают на дистанционное регулирование АРКТ трансфор­матора Т1 и устанавливают его РПН в положение, в котором на­ходился РПН работающего трансформатора Т2;

включают выключатель ВЗ и проверяют распределение нагруз­ки между трансформаторами Т1 и Т2, затем отключают секцион­ный выключатель СВ напряжением 10 кВ;

включают АВР секционного выключателя напряжением 10 кВ, АПВ выключателя ВЗ и АВР отделителей напряжением 110 кВ;

переключают АРКТ трансформаторов Т1 и Т2 с дистанцион­ного на автоматическое регулирование;

включают рубильник (устанавливают предохранители) на сто­роне напряжением 0,4 кВ трансформатора ТСН1 и создают нор­мальную схему питания нагрузки собственных нужд трансформа­тора Т1;

Читайте также:  Автоматические выключатели hyundai этм

включают дугогасящий реактор ДГР1 и восстанавливают нор­мальный режим компенсации емкостных токов.

В том случае, когда к двум параллельным линиям подключена ответвлением лишь одна подстанция ( рис. 6) отключение намагничивающего тока трансформатора часто выполняют не от­делителями, а выключателями на питающих подстанциях. Для этого на ответвительной подстанции переводят питание нагрузки с от­ключаемого трансформатора на другой, остающийся в работе. За­тем на питающих подстанциях отключают выключатели линий, снимая напряжение сразу с линии и подключенного к ней транс­форматора.

Далее, на ответвительной подстанции отключают отделители трансформатора и линейные разъединители, после чего линию включают в работу, а отключенный трансформатор готовят к про­изводству ремонта. При включении трансформатора в работу с линии опять снимают напряжение отключением выключателей на питающих подстанциях. На ответвительной подстанции включают отделители трансформатора и линейные разъединители, потом на линию и на трансформатор подают напряжение включением выключателя на питающей подстанции и далее линию выключа­ют в транзит. Заметим, что этот способ отключения и включения трансформатора связан с кратковременным ослаблением схемы сети и его применение зависит от режима нагрузки линий.

Рисунок 6. Схема двухтрансформаторной ответвительной подстанции с автоматическими отделителями в перемычке

Источник



Схемы автоматической блокировки и сигнализации

В многодвигательных приводах определенная последовательность включения, выключения, реверсирования, регулирования и торможения различных двигателей обычно обеспечивается при помощи блокировочных связей между цепями управления отдельных, электродвигателей.

Приведем несколько схем автоматической блокировки, используемых при управлении двумя двигателями с короткозамкнутыми роторами.

По схеме рис.1, а пуск одного двигателя исключает возможность включения другого, что обеспечивается блок-контактами К1 и К2, размыкающимися при срабатывании контактора другого двигателя. Та же схема может быть использована для раздельного дистанционного управления каждым двигателем без взаимной блокировки. Для этого двухпозиционный переключатель SM должен быть поставлен в правое положение, когда замкнуты обе пары контактов 1 и 2, шунтирующие блок-контакты К1 и К2.

По схеме рис. 1, б первый двигатель (на рисунке не показан) включается нажатием пусковой кнопки SB1. Вместе с ним автоматически включается и второй двигатель. Но второй двигатель нельзя включить при неработающем первом. Включение одного из двигателей вызывает немедленный останов другого двигателя. При автоматической работе переключатель SM устанавливают в левое положение, при котором контакты 1 и 3 замкнуты, а при раздельном управлении переключатель ставится в правое положение, когда замкнуты контакты 2 и 4.

Рис.1. Схемы блокировки двух асинхронных двигателей: а — блокировки исключения; б и в — зависимой блокировки; гид — при совместной работе двух двигателей

По схеме рис.1, в включение двигателей осуществляется поочередно: сначала первого двигателя кнопкой SB1, а затем второго двигателя кнопкой SB2. Возможна работа первого двигателя отдельно, но второй двигатель может работать только совместно с первым. Схема управления пуском значительно упрощается, если двигатели должны работать только совместно.

По схеме рис.1, г это обеспечивается двумя контакторами и общей пусковой кнопкой, а в схеме рис.1, д — общим контактором. Во всех приведенных схемах останов двигателей производится соответствующими кнопками SB.

Как бы ни была рационально составлена схема управления двигателями, следует иметь в виду возможность отказов в работе отдельных ее элементов. Надежность в работе зависит не только от качества аппаратуры и ее монтажа, но и от построения схемы управления, поэтому необходимо предусматривать различного рода сигнализации о режимах работы схемы и избегать аварийные режимы. Для исключения самопроизвольного продолжения работы после восстановления напряжения без повторного включения схемы оператором предусматривается информационная сигнализация (рис.2). Несмотря на простоту варианта рис.2, а, он может дать ложный сигнал при перегорании лампы.

Более надежным является вариант рис.2,б так как при перегорании любой из двух ламп он не даст ложной информации. Если в схеме имеются свободные контакты, то вариант рис.2, в является более надежным. Сигнал о восстановлении напряжения при наличии реле напряжения KV можно обеспечить по схеме рис.2, г. Повторное включение после снятия напряжения производится пусковой кнопкой SB. Обрыв цепи катушек реле или контактора не должен быть причиной неверных срабатываний, поэтому в управляющие цепи нельзя включать размыкающие контакты, замыкающиеся при обрыве цепи катушки.

В схеме рис.2, д используется реле контроля КА тока в обмотках ответственных узлов, которое включается параллельно катушке контактора К. Сигнал обрыва в катушке К показывает лампа HL. В случае залипания якоря контактора К при снятии напряжения сигнал о том, что контактор остался включенным, обеспечивается загоранием лампы HL1.

Один из вариантов схемы звуковой сигнализации показан на рис.2, е. По этой схеме осуществляется контроль исправной работы четырех двигателей. После пуска всех четырех двигателей сигнализация в этой схеме автоматически подготавливается к включению. При этом замыкающий контакт четвертого двигателя К4 включает реле подготовки звукового сигнала KV, а размыкающие контакты на участке аb размыкаются. Замыкаются при этом контакты самоблокировки и блокировки реле KV.

При перегрузке, например, одного из двигателей на участке аb замкнется один из размыкающихся контактов и немедленно включится аварийный звуковой сигнал НА. Чтобы снять звуковой сигнал, нажимают кнопку SB, включенную последовательно с НА, при этом размыкается цепь реле KV и его контакты KV. Нажатием кнопки SB1 осуществляется автоматический останов двигателей, при этом включается реле автоматического останова КН.

Рис. 2. Схемы сигнализации: а, б, в — примеры информационной сигнализации; г и д — с реле напряжения и контроля; е, ж — аварийной

Реле КН своим размыкающим контактом отключит цепь питания катушек контакторов K1 К2, КЗ и К4 (контакторы на схеме не показаны), а другим контактом КН обесточит реле KV, которое отключит звуковую сигнализацию НА. Для проверки исправности звукового сигнала нажимают кнопку SB.

Для контроля верхнего и нижнего уровней стружки в бункере при производстве древесностружечных плит может быть применена звуковая сигнализация, изображенная на рис.2, ж. Когда стружка достигнет верхнего уровня бункера, включится реле KSL, и его замыкающий контакт включит звуковой сигнал НА. При снижении стружки в бункере ниже установленного уровня замкнется контакт реле низкого уровня RSL1 и включит звуковой сигнал.

Нажатием кнопки SB снимают звуковой сигнал. Кнопка SB включит реле снятия сигнала KV, а его размыкающий контакт отключит сигнализацию НА. Реле KV останется включенным через контакт самоблокировки до снятия напряжения в цепи управления. Нажатием кнопки SB1 проверяется исправность звуковой сигнализации.

На рис. 3 приведена схема электрической сигнализации двух технологических параметров.

Рис. 3. Схема сигнализации

При отклонении от нормы одного из них, например, первого, замыкается технологический контакт S1, расположенный в соответствуюшем измерительном приборе или сигнализаторе. При этом включается реле 1К, которое своим переключающим контактом 1К1 включает сигнальную лампу HL1 и отключает ее от кнопки опробования сигнализации SB3.

Одновременно замыкающий контакт 1К2 реле 1К через размыкающий контакт ЗК2 выключенного реле 3К включает звонок НА. Включается звонок кнопкой съема звуковой сигнализации SB1, при нажатии которой реле 3К через свой замыкающий контакт 3X7 становится на самоблокировку, размыкающим контактом отключается звонок.

Если при таком состоянии схемы замыкается второй технологический контакт S2, то при снятом звуковом сигнале загорается лишь сигнальная лампа HL2, а звуковой сигнал не будет подан. В исходное состояние схема придет после размыкания обоих технологических контактов S1 и S2, что вызывает отключение всех реле. Кнопки SB2 и SB3 предназначены для опробования звонка и сигнальных ламп.

Источник

Блокировки в электроустановка

Блокировкой наз. автоматические устройства, с помощью которых заграждается путь в опасную зону или предотвращаются неправильные, опасные для человека действия, переключения коммутационной аппаратуры.

Они применяются в основном в электроустановках с напряжением выше 1000 В в РУ, ТП, на испытательных стендах и т.п. Например, на вводных шкафах КТП устанавливают шесть блокировок, в шкафах КРУ – восемь.

Механическая блокировка выполняется с помощью замков, стопоров, защелок и др. приспособлений, которые стопорят подвижную часть механизмов в отключенном положении; применяется в эл. аппаратах (рубильниках, пускателях, выключателях и разъединителях) и в КРУ. Так, на дверях ячеек масляных выключателей монтируется блокировка, не позволяющая открыть дверь при включенном выключателе.

Электрическая блокировка применяется в технологических эл.установках напряжением до 1000 В и в испытательных стендах. Блокировка отключает напряжение при открывании дверей ограждения или при снятии крышек. Для этой цели служат блокировочные контакты, которые включаются в цепь управления пускового аппарата (магнитного пускателя

или контактора). На схеме электрической блокировки дверей испытательной установки: 1 – ограждение, 2 – удерживающая катушка, 3 – замок, 4 – пру-жина, 5 – блок-контакты, 6 – установка, 7 – дверь.

При наличии напряжения блокировка препятствует открытию двери.

Чтобы войти внутрь ограждения 1, надо снаружи отпереть замок 3. Дверь 7 откроется с помощью пружины 4, которая разомкнет блок контакты 5, включенные в цепь удерживающей катушки 2.. Магнитный пускатель КМ отключит эл.установку даже в случае, если ее забыли отключить кнопкой «стоп».

Пока человек находится внутри ограждения, пружина будет удерживать дверь открытой, а блок-контакты разомкнутыми. При этом напряжение на установку подать нельзя.

Чтобы включить установку под напряжение, надо выйти за ограждение и снаружи запереть за собой дверь. Блок-контакты на двери замкнутся. Но для включения установки этого недостаточно. Следует включить кнопку «пуск». Только тогда замкнется цепь удерживающей катушки, сердечник втянется и МП включит установку под напряжение.

Электромагнитная блокировка выключателей, разъединителей и заземляющих ножей широко применяется в РУ. Напр., блокировка между разъединителями и выключателями предотвращает возможность отключения разъединителя при наличии тока нагрузки, т.е. при включенном выключателе.

Электромагнитный замок укрепляется на приводах эл. аппаратов. Основным конструктивным элементом его является запорный стержень с пружиной. Для открывания замка вилку ключа со встроенным электромагнитом вставляют в гнезда замка. Если положение аппаратов правильное, будет подано напряжение на обмотку электромагнита, сердечник которого притянет стержень замка и откроет его.

Дата добавления: 2015-06-27 ; просмотров: 8315 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник